Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Все молитвы - только для мужчин?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 01.07.2022, 01:17 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события
Пеший поход
«Дорога в Лавру»


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Все молитвы - только для мужчин?

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Сегодня мы приводим ответ протоиерея Бориса Балашова на один из часто задаваемых священникам вопросов: "Надо ли женщинам во время чтения молитв заменять мужской род на женский?"

Молитвы для мужчин?

Давайте подумаем. Когда мы читаем библейское повествование о творении человека, то видим весьма интересный факт: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). Если точнее перевести слова с древнееврейского, то следовало бы сказать так: "мужчиной и женщиной сотворил их".

Естественно, что понятие "мужчина" - мужского рода, а "женщина" - женского. А вот какой род следует отнести к такому понятию, как "человек"? Ни мужской, ни женский, ни тем более средний род!

Имя Адам в Библии употребляется в разных смыслах: и первый мужчина, и первый Богом созданный человек, и весь человеческий род вообще.

Широко известно выражение "грех Адама". Но, извините, если стоять на позиции буквоеда, то надо говорить "грех Евы". Однако это будет совершенно неправильно. Потому что мы говорим о грехе целого человека и даже человеческого рода.

Наш земной язык отражает понятия видимого мира, поэтому в вопросах религиозной жизни мы можем пользоваться только ими, но несколько условно. Даже говоря о Боге, мы часто не можем говорить прямо, а используем антропоморфизмы, то есть говорим о Нем как будто имеющем человеческое тело, хотя, понятно, такой смысл в эти слова совсем не вкладываем. Например, в Священном Писании мы часто видим употребление таких выражений в отношении Бога: "очи Твои увидели меня", "приклони ко мне ухо Твое", "мышца Господня", "руки Твои сотворили меня". При этом ясно, что Бог - это духовное бестелесное Существо.

По отношению к молящемуся человеку в Псалтири многократно употребляется мужской род. Конечно, Пресвятая Богородица не могла не любить и не знать псалмы, но невозможно даже помыслить, чтобы Ее таковые выражения смущали.

С трепетом коснемся нашего Бога и того, Каким Он нам открылся. Мы, христиане, называем Бога Отцом, и это вполне соответствует воле Божией. Мы говорим о Боге в мужском роде, таким же образом употреблял слова и Господь наш Иисус Христос. Наши земные слова именно так в лучшем варианте передают людям понятие мира Небесного. Но более точно наш язык сказать не в состоянии, так как у нас нет ни слов, ни самих понятий, отражающих вечный мир Небесного Царства. При этом совершенно ясно, что земные понятия какого-либо "рода" к Богу в принципе применимы быть не могут.

Святой апостол Павел, говоря о том, что он был "восхищен в рай", писал что там "слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 4).

Можно перевести слова с одного человеческого языка на другой, когда там есть соответствующие понятия. Но даже апостол Павел не нашел таких слов, чтобы передать то, что видел и слышал в Небесном мире! Поэтому язык наш в духовной жизни несколько условный, и его надо учиться понимать, потому что он отражает иную, духовную реальность.

Когда женщина молится одна, то она может употреблять слова в молитве в женском или мужском роде - как лучше душа воспринимает. Когда мы молимся соборно вместе с мужчинами и женщинами, то следует говорить соответствующие слова в мужском роде. В этом случае они употребляются обобщенно, в применении ко всем людям. Слова в мужском роде лучше отражают таковые понятия.

Апостол Павел пишет: Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 26-28).

Слова святого апостола "сыны Божии" относятся в равной степени как к мужчинам, так и к женщинам, так как перед Богом наши различия по признаку пола никакого значения не имеют, все мы, христиане, в равной степени Его любимые дети. В Небесном же мире, когда мы туда по Божией милости попадем, будет совсем иной язык, отражающий понятия того мира.

Фото: Татьяна Сазонова

Женщина в семье и обществе
В чем суть грехопадения человека?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (04.02.2012) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 4228
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика