Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

В чем суть грехопадения человека?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 14.12.2024, 02:44 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

В чем суть грехопадения человека?

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Настоятель храма иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость Протоиерей Борис Балашов

"Адам и Ева, изгнанные из рая". Поль Гюстав Доре. Гравюра

Как прекрасен наш мир, но, в то же время, он может быть и страшен. Как стремится человек к счастью, но как редко он его находит. Как жаждет человеческое сердце любви, но как часто она после короткого ликования рассеивается как мираж. Как хотят люди радоваться жизни и жить вечно, но приходят неизбежные болезни, старость и смерть…

Что же такое с нами происходит?

В Библии написано, что Бог сотворил мир прекрасным и все Божии творения - хорошими. Откуда же зло и смерть?

Первыми Господь сотворил бесплотных духов - ангелов. Они имеют чувства и разум, но не имеют тела. Бог сотворил материю и бездушное вещество. Неживую материю Он делает живой! Появляется первая - растительная - жизнь. Следующий этап - появление новых форм уже животной жизни, разного рода рыб и других живущих в воде существ, птиц. Жизнь, создаваемая Богом, стремится к совершенству. Творятся более высокоразвитые животные, разные звери и скоты.

Эти Божии творения не только материальны, они уже имеют нервную систему, какие-то элементы разума и чувств. Господь творит и самое высокое Свое творение, которое сможет соединить в себе мир духовный и материальный, или, иначе говоря, довести мир материальный до духовности и разумности.

Создатель творит человека как Свой портрет, Свой образ, который должен вырасти до Богоподобия, стать "подобием Божиим" (Быт. 1, 26).

Бог есть Любовь. Она нам открывается в тайне Троической любви Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Для раскрытия и возрастания в любви человек творится особым образом: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27).

Полноценное человеческое существо, по Божиему замыслу, созидается из органичного соединения мужчины и женщины, крепко соединенных супружеской любовью. И как счастлив был человек в райском состоянии! Мужчина, видя свою жену, говорит о ней: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт. 2, 23). Разве кто-нибудь когда-либо сказал о женщине выше? Ведь человек видел в жене не только красивые глаза, губы, талию, а видел ее живой частью самого себя.

Совершенная человеческая любовь по своей природе троична. Она строится по принципу треугольника, у которого три вершины: Бог и два человека. И все они связаны воедино любовью. И всякая человеческая любовь, чтобы быть полноценной, должна опираться на любовь к Богу.

Первый грех из-за гордости появился в мире ангельском. От Бога отпали часть ангелов во главе с сатаной. Мир же земной был под управлением чистого и доброго человека. В нем не было зла и греха.

Почему же, возникает у нас вопрос, Бог не сотворил человека таким, чтобы он не мог согрешить? Но такие существа, и достаточно умные, уже были - это животные. Они не могут грешить уже хотя бы потому, что не имеют свободы воли и живут по инстинкту. Не может согрешить и "умная машина" - компьютер, и все по той же причине - он не имеет свободы воли.

Все животные, какими бы они разнообразными не были, могут испытывать привязанность к кому-либо, и даже очень сильную, но не способны любить. И именно потому, что не имеют свободы воли и свободы выбора. Ведь любовь - это дар свободного сердца. Любить нельзя заставить!

Господь же замыслил существо, способное к любви, счастью и бессмертию - человека. Чтобы человек мог совершенствоваться и возрасти до Бога, ему нужно научиться глубокой любви и стать любящим. Так называемая "любовь" к цветам и животным человека не делает выше и лучше. Только любовь к подобным себе существам, то есть к людям, возвышает человека, делает его добрее и способным к большой и героической любви. И только на этом пути для людей открывается путь "стать как Бог": любящими, мудрыми и могучими.

На этом-то человеческом пути дьявол, завидующий человеку, ставит ему ловушку. Начинается все, казалось бы, с такого малого…

Люди жили в прекрасной любви к Богу и друг другу. Полное во всех отношениях взаимное доверие. Вот именно с разрушения этого доверия и начинает диавол. Поскольку человеческая любовь стоит на любви к Богу, именно ее-то, в первую очередь, и надо сломать и изуродовать. А без нее человеческая любовь, лишенная опоры, легко сломается сама, так как треснет именно изнутри.

В виде змия диавол обращается к женщине: Подлинно ли сказал Бог: "не ешьте ни от какого дерева в раю?" (Быт. 3, 1). Казалось бы, невинный вопрос. Однако частица "ли" показывает его коварство. Именно она-то и придает всему вопросу оттенок недоверия.

Человек не отсек такие вопросы по отношению к Богу! Да, ну и что из этого?

Представим себе такую ситуацию. Живут вместе во взаимной крепкой любви муж и жена. Между ними царит полное доверие, ведь они хорошо знают друг друга. И вот некий человек скажет женщине: "А правда ли, что твой муж вчера так поздно пришел с работы?" Умная и любящая жена ответит "да" и прекратит этот разговор. Она ведь не может о своем самом близком человеке говорить в таком тоне. Она знает его порядочность и любовь, и ни в чем не предаст любовь своего мужа.

Не очень умная жена продолжит эту беседу и будет напоминать рыбку, заглотившую крючок с наживкой. Допуская такой разговор, она ломает сначала в себе самой веру мужу. И постепенно это недоверие, ловко подогреваемое завистником, начнет уродовать и ломать взаимные отношения доверия, а значит, и любви.

В Санкт-Петербурге на Неве есть разводные мосты. Днем они составляют одно целое из двух половинок, а ночью - они уже не мост, а две разведенные части моста. Так и у человека. Соединенные в любви и доверии супруги составляют особый живой организм - человеческую семью. При потере любви и доверия духовная цельность этого организма ломается, что и ведет к столь частым катастрофам даже при внешнем сохранении целостности семьи.

Третья глава книги Бытия великолепно показывает нам психологию греха как разделение человека с Богом. Аналогично это происходит и в отношениях между людьми.

Сразу скажем, что в Библии не говорится ни о каком запретном яблоке, которое съели люди, а Бог, дескать, на них разгневался и не смог простить. Это взято из мифов полуинтеллигентных людей. Запретный плод, о котором говорит Священное Писание, - куда более широкое понятие. Ведь словом "плод" мы можем назвать и труды, и мысли человека, да и очень многое другое.

Маленьким детям мы много запрещаем из такого, что для взрослого вреда или опасности не представляет. Представим себе такую маму, которая, кушая шашлык, один кусок мяса сунет в рот своему 2-месячному малышу… Она же этим убьет его. Да и заряженное охотничье ружье разве психически нормальный отец даст поиграть своему пятилетнему ребенку? Так и в человеческой жизни: многие вещи будут хороши только тогда, когда человек до них созреет. Именно в этом смысле и говорится в Библии о плоде.

Из-за неумного общения с искусителем человек сломал в себе доверие к Богу. А когда оно сломано, то все слова и дела близкого существа понимаются уже совсем иначе.

Создатель поставил перед человеком цель - дорасти до Бога в любви, мудрости и могуществе. Диавол украл у Бога эту мысль и лишил ее самого главного. Он предлагает людям не верить Богу, забыть про их крепкую связь любви и веры с Творцом и самим, без Него, воровским путем стать как боги (Быт. 3, 5). Человек принял от диавола мысль, что Бог-то не хочет им хорошего, а именно диавол и есть их лучший друг и советчик.

По сути, искуситель подменил человеку цель и путь жизни. Стать сильным, могучим и многознающим, но без любви и нравственного совершенства и, конечно же, без Бога. Но ведь это и есть сатанизм!

Не Бог отверг человека, а человек отверг Бога, вычеркнул Его из своего сердца. И что же? Да, человек увидел мир после разрыва любви и веры Богу совсем иным, но уже не чистым и прекрасным... Увидел его таким, потому что изменился внутренний мир человека. А раз так, то иными, закономерно, стали и отношения между людьми.

В безгрешном состоянии человек радовался внутренней и внешней красоте своей жены и не воспринимал ее отдельно от себя. До грехопадения муж никогда не говорил о своей половине в третьем лице. Теперь же, когда Бог старается помочь человеку восстановить утраченное цельное состояние души, Адам не только сваливает на жену всю вину грехопадения, но и, в некоторой степени, на Самого Бога: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). Эта душевная ломка произошла и в мужчине, и в женщине. Когда Создатель помогал Еве подойти к покаянию, она ответила аналогично: Змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 13).

В духовной жизни признание в грехе с отрицанием своей вины так и получило ироничное название "Адамово покаяние": "Я, дескать, конечно, сделал плохое, но ведь я в этом не виноват. Такие, видите ли, были обстоятельства".

Человек отверг путь покаяния, потому что, испачкав свое сердце, не мог уже по-прежнему видеть реальность жизни, не мог поверить Богу, что Он искренно протягивает ему руку доверия. Не мог уже по-прежнему относиться и к жене, потому что Бог перестал для этих людей быть фундаментом в жизни. Человек потерял райское состояние, а через это и мир, в котором он был поставлен господином, греховно исказился.

Грех - это не проступок, не внешняя грязь, которую можно стряхнуть. Грех - это глубинная болезнь всего человеческого существа, в первую очередь, души. А последствия его - болезни, страдания, смерть.

Но Бог, любя человека, не оставил его, не забыл, не перестал любить Свой падший "образ". Он берет всю тяжесть ответственности на Себя. Сам становится Человеком, чтобы со стороны людей проложить путь восстановления отношений между людьми и их Творцом, влить в людей Божественную благодатную силу, соединясь с ними, вместе совершать путь к святости, к бессмертию и вечному счастью. Путь этот начинается с покаяния. Покаяние - это не только признание своей вины в духовной окостенелости, отделенности от Бога и людей, но, самое главное, - внутренняя перемена, перемена всех мыслей и чувств, разворот в своей внутренней жизни на 1800.

К этому пути призывает Иисус Христос, Божий Сын. Этим путем духовного выздоровления ведет нас Его семья - Православная Христова Церковь.

Покаяние как лечение от зла и возвращение к Отцу изменяет всю жизнь человеческую, в нее входит свет и радость. Самое главное - обновленная человеческая душа начинает по-настоящему жить, а не существовать, и становится наследницей бессмертия в Царстве Небесном.

Великий пост в церковной жизни является временем духовного лечения человеческой личности и ведет к Светлой Пасхе, к бессмертию и вечному блаженству, как наивысшей форме счастья.

Статьи по теме Великий Пост:
Об организации духовно-молитвенной жизни, посещении богослужений и Причащении в Великий пост
Как православным относиться к празднику 8 Марта?
Как нам научиться молиться?
О питании в Великий пост
Смысл поста
В чем суть грехопадения человека? (в начало страницы)
Начало Великого поста


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (03.03.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 6088
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz