Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Поэтический миф
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 21.09.2017, 20:38 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Церковь и общество

Поэтический миф

Автор: протоиерей Борис Балашов

 

Россия, моя Россия,
Страна несказанных мук,
Целую язвы страстные
Твоих пригвожденных рук…
(из стихотворения Анатолия Жураковского)

В следующем году исполняется 100 лет со дня великой октябрьской социалистической революции 1917 года. Это событие навсегда разделило нашу страну, став для одних путевкой в новое светлое будущее, для других– началом трагедии не только личной, семейной, но и осознаваемой в национальном масштабе.

Вся жизнь советского человека была пронизана пропагандой нового строя, для этой цели активно использовались литература и искусство.

«Правильные представления» формировались с детства: мы выросли на талантливо написанных, хорошо иллюстрированных книгах о Ленине и Сталине, на добрых и поучительных фильмах.Убедительность привитой идеологии такова, что многие до сих пор склонны поэтизировать прошлое, идеализируя образы советской эпохи и ее вождей. В преддверии юбилея революции, мы начинаем публикацию материалов, которые помогут лучше понять некоторые стороны истории нашей страны.

 

«Советские дети – какой благодарный человеческий материал!»
(газета «Правда», 23 сентября 1937 года)

В период с 1917 по 1991 год создано множество художественных и художественно-документальных произведений, посвященных В.И. Ленину. Имя этому литературному памятнику – лениниана. У истоков ее стояли М. Горький и В. Маяковский.

В мои школьные годы, первые стихотворения и рассказы, которые мы читали или учили в начальных классах обязательно имели большую идеологическую «прослойку». В нашем сознании рисовали светлые образы Ленина, Сталина, революции, коммунистической партии, партработников.

«В комнате на стене висит портрет.

Вася сказал отцу:

- Папа, расскажи мне про него.
- А ты знаешь, кто это?
- Знаю. Это Ленин.
-Да, это Владимир Ильич Ленин, наш любимый, родной, наш вождь.»

(из книги Н. Крупской «Владимир Ильич Ленин»)

«В тихом, глухом городе Симбирске на берегу великой русской реки Волги 22 апреля 1870 года родился самый дорогой для нас человек Владимир Ильич Ульянов-Ленин…»

( «Детские и школьные годы В.И. Ленина», диафильм для начальной школы, 1963 г.)

«Много лет прошло с тех пор, но воспоминания о Володе так свежи, так ярки, что кажется, точно это было только вчера…

…Я ясно представляю себе невысокого, коренастого мальчика со светлыми, слегка вьющимися, необыкновенно мягкими волосами над выпуклым лбом; с искрящимися, порой лукаво прищуренными карими глазами; смелого, энергичного, очень живого, но без суетливости, резвого иногда до резкости, никогда, однако, не переходившей в грубость.

Таков был Володя в те далекие дни. Он был разговорчив, но далеко не болтлив, наблюдателен, чрезвычайно остроумен и так находчив, что не терялся никогда и ни при каких обстоятельствах…»

(из книги «Володя Ульянов», автор: двоюродный брат Ленина — Н. Веретенников.)

Когда Ильич был маленький,
С кудрявой головой,
Он тоже бегал в валенках
По горке ледяной…

(народный фольклор)

В начальной школе многие дети воспринимали эту пропаганду всерьез, однако дома, в ответ на свои «патриотические» высказывания, часто встречали скептические улыбки и ухмылки.

В 1955-56 учебном году, когда я учился во втором классе, нас, практически весь класс, кроме пары двоечников, приняли в пионеры. Эта церемония торжественно состоялась в музее Ленина около Красной площади. Потом нас повели поклониться «мощам» вождей мировой революции в мавзолей. Отстояли большую очередь, как то нас еще сумели поставить в середину этой толпы, состоявшей, в большинстве своем, из приезжих провинциалов.

Сам мавзолей оставил в памяти какие-то мрачные, жесткие воспоминания. Фигура Ленина большого впечатления не произвела, а вот Сталин показался более величественным.

Начиная с того времени, как нам повязали красные галстуки, коммунистический и революционный патриотизм начинал потихоньку остывать. Жизнь пионерской организации носила слишком формальный характер, это действовало охлаждающе.

Нам постоянно напоминали, что «Пионер – всем ребятам пример», а в классе только один или два двоечника пионерами не были. Кому мы должны были быть примером, оставалось непонятным.

Но изучаемая литература, беседы патриотически-коммунистического характера, фильмы, радиопередачи настойчиво живописали советские «иконные» образы.
 

«Шли годы, Володя вырос серьезным вдумчивым юношей. Он дружил с грузчиками, рыбаками, видел, как безысходна их нужда и как тяжел труд. На улицах Симбирска часто встречал он целые партии заключенных, которых гнали на каторгу только за то, что они заступились за народ.

Его возмущение царскими порядками росло и под влиянием старшего брата. Саша ненавидел ложь и трусость, не мог и не хотел мириться с несправедливостью…Гибель любимого брата еще более укрепила революционные убеждения Володи. Но уже тогда он понимал, что бороться за народное дело в одиночку нельзя.

– Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти, – говорил он матери…»

(«Детские и школьные годы В.И. Ленина», диафильм для начальной школы, 1963 г.)

Как-то раз я поделился с мамой теми мыслями, которые постоянно на уроках слышал в школе: «Какой добрый и справедливый был Ленин и как он любил детей!»

– А что же он велел царских детей расстрелять? Дети то причем? Они политикой не занимались, – сказала мне мать.

Этого я понять никак не мог, не укладывалось это в моей детской душе, жаждавшей честности и справедливости.

«Трудной для советской страны была зима 1919 года. Со всех сторон нашу Родину окружали вражеские войска. Голодная, лишенная топлива, засыпанная снегом советская столица – Москва, напрягла все силы для нового удара по врагу.

На улицах висели плакаты «Все на борьбу с Деникиным», московские рабочие уходили на фронт. В это трудное время Ленин до поздней ночи работал у себя в кабинете, в Кремле.

Часто он выступал перед рабочими на заводах и фабриках, много было у Владимира Ильича важнейших дел. И среди них – забота о советских детях…»

(из книги А. Кононова, «Ленин у ребят на елке»)

Вершиной ленинианы признана лиро-эпическая поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин», написанная в 1924 г.

…Партия –
         рука миллионопалая,
сжатая
       в один
              громящий кулак.
Единица – вздор,
                 единица – ноль,
один –
       даже если
                 очень важный –
не подымет
           простое
                   пятивершковое бревно,
тем более
          дом пятиэтажный.
Партия –
         это
             миллионов плечи,
друг к другу
             прижатые туго.
Партией
        стройки
                в небо взмечем,
держа
      и вздымая друг друга.
Партия –
         спинной хребет рабочего класса.
Партия –
         бессмертие нашего дела.
Партия –единственное,
                       что мне не изменит.
Сегодня приказчик,
                   а завтра
                            царства стираю в карте я.
Мозг класса,
             дело класса,
                          сила класса,
                                       слава класса –
вот что такое партия.
Партия и Ленин –
                 близнецы-братья
кто более
          матери-истории ценен?
Мы говорим Ленин,
                  подразумеваем –
                                  партия,
мы говорим
           партия,
                   подразумеваем –
                                   Ленин...
 

К этому же времени относятся строчки неизвестного автора, показывающие, что смерть Ленина воспринималась в довоенное время как главное горе в стране:

Камень на камень, кирпич на кирпич –
Умер наш Ленин Владимир Ильич!

Жалко рабочему, жалко и мне:
Доброе сердце зарыто в земле…

Дядя Володя! Мы подрастем,
Красное знамя в руки возьмем!..

Во втором классе мы учили стихотворение «Два сокола»:

 

На дубу зеленом,
Да над тем простором
Два сокола ясных
Вели разговоры.

А соколов этих
Люди все узнали:
Первый сокол - Ленин,
Второй сокол - Сталин.

Первый сокол - Ленин,
Второй сокол - Сталин,
Возле них кружились
Соколята стаей.

Ой, как первый сокол
Со вторым прощался,
Он с предсмертным словом
К другу обращался:

- Сокол ты мой ясный,
Час пришел расстаться,
Все труды-заботы
На тебя ложатся.

А второй ответил:
- Позабудь тревоги,
Мы тебе клянемся -
Не свернем с дороги!

И сдержал он клятву,
Клятву боевую:
Сделал он счастливой
Всю страну родную.

В этом стихотворении Михаила Исаковского Ленин и Сталин представлены в образе беседующих птиц-соколов, вокруг которых летают соколята. Первый сокол в предсмертном слове прощается со своим другом и выражает тревогу, что теперь на того ложатся «все труды и заботы». В ответ, второй сокол успокаивает собеседника и дает ему клятву «Не свернем с дороги!». В финале стихотворения говорится, что второй cокол сдержал клятву, сделав страну «счастливой».

И вот, Ленин и Сталин лежат в мавзолее, но остались верные «соколята» – ленинцы-сталинцы, на которых, конечно, можно положиться. Страна может спать спокойно!

Однако, неожиданно для всех, один из самых главных «соколят», товарищ Берия, оказался врагом народа, и его расстреляли. А через некоторое время, оставшиеся соколята начинают такую «драку» между собой, что только «пух и перья летят»: оказывается, часть из них – это уже «антипартийная группа».

Вот те на, вот вам и соколят стая!..

Фото: www.shutterstock.ru



Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9
Часть 10
Часть 11
Часть 12
Часть 13

 

 


 

Под колоколамиПод колоколами
Автор: Василий Никифоров-Волгин
Осип засмеялся. С ним это часто. Засмеется ни с того ни с сего.
Господь его знает, с какой поры он стал юродивым. Сказывают, с того времени, когда с Борисоглебского собора в городе снимали золотые кресты, иконы на стенах закрашивали и над входом прибивали вывеску: "Народный дом товарища Ленина"


 

ИскуплениеИскупление
Автор: В.А. Богомолов
Летом 42-го года, когда пехоту погнали в наступление, Антона Фролова ослепило на поле боя при взрыве мины. И никто не подобрал его, в крике катающегося по земле, с пустыми кровоточащими глазницами и обезображенным лицом.

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: pravklin (31.10.2016) | Автор: протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 509
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика