Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Происхождение обрядов и чинов пострижения в монашество. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 28.04.2024, 17:14 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Происхождение обрядов и чинов пострижения в монашество. Часть 2

Автор: Составил иеродиакон Николай (Летуновский)

Согласно древнейшей богослужебно-монастырской практике, пострижение в монашество приурочивалось к великим дням церковных воспоминаний, преимущественно - к пасхальной седмице. В этом нельзя не видеть влияние древней крещальной практики.

По некоторым евхологиям пострижение в великую схиму предварялось особою службою в канун пострига - всенощным бдением или вечерней и утреней. За этими службами употреблялись особые канон и стихиры, повествующие о твердом решении человека покинуть прежний греховный образ жизни и начать новую жизнь. С вечера накануне пострига на всю ночь великосхимнические одежды полагались в алтаре под престолом. Последование совершалось в древних монастырях с торжественностью, большей или меньшей - в зависимости от того, как соединялось последование схимы с очередной суточной службой. Наиболее торжественным было богослужение тогда, когда чин пострига предварялся всенощным бдением. В день пострига совершалась Литургия. После малого входа начиналось пение тропарей великого пострига. До этого времени принимающий постриг находился в дверях церковного притвора, одетый в обычные одежды. После малого входа он снимал с себя головной убор, калиги и все верхнее одежды; и оставался стоять непокровенный и босой в одной нижней одежде. Сюда к дверям выходил игумен монастыря. С началом пения тропарей, принимающий схиму входил в притвор и начинал постепенно приближаться к алтарю, первую остановку делал он у амвона28 потом шел к солее, поднимался на нее и припадал к святым вратам алтаря. После окончания пения тропарей он вставал с земли, чтобы дать ответы на вопросы, которые ему предлагал игумен29. После этих вопросов и ответов игумен говорил краткую молитву и обращался к постригаемому с поучением30. Затем настоятель читал еще несколько молитв, а во время последней он благословлял постригаемого и возлагал на его главу свою благословляющую руку, потом еще трижды осенял крестным знамением главу принимающего схиму и последний падал ниц и не поднимался с земли до конца молитвы. После прочтения всех молитв наступал обряд пострижения - священник, держа за правую руку постриженика, вводил его в алтарь, где тот творил метания и целовал лежащее на престоле Евангелие. Священник предлагал ему взять ножницы, которые заранее были положены на Евангелие, и подать ему. Постригаемый подавал ножницы священнику, а он всякий раз повергал их к Евангелию31. Обряд подачи ножниц совершался трижды. Пострижение совершалось священнослужителем - совершителем обряда, которым, по древним памятникам, является игумен обители. Он совершал пострижение, даже если и не был священником3.

Здесь необходимо указать на недопустимость совершения пострига священнослужителем, принадлежащим к белому духовенству. История этого чина однозначно свидетельствует, что пострижение в монашество не совершалось лицом, самим не дававшим монашеские обеты.

По древнему обычаю в праве игумена совершать постриг участвовала и братия монастыря33. К постригу приурочивалось и наречение имени постригающемуся, после чего диакон произносил ектению с особыми прошениями о принимающем схиму. Пелся прокимен, читались Апостол34 и Евангелие35. По прочтении Евангелия монахи вводили постриженного брата в церковь, подводя его к солее36; он был одет только в нижнюю одежду, со свечей в руке. Начиналось пение антифонов. Все присутствующие в храме зажигали свечи, с которыми стояли до конца обряда. Облачение в великосхимнические одежды происходило в алтаре у святого престола. Возложение каждой одежды на нового монаха сопровождалось особым возгласом священника и благословением одежды. После возложения всех одежд, священник читал две молитвы, в которых благодарил Бога за то, что Он привел раба Своего в духовное житие. Эти молитвы являлись завершительными в чине пострига37, после чего происходил обряд приветствия монашествующими и народом, присутствующим в храме, нового великосхимника. Затем новый монах шел в алтарь или становился там, где ему указано, и слушал дальнейшее последование Литургии с ектении "Рцем вси". По некоторым памятникам, новопостриженный принимал участие в великом входе, сопровождая со свечей Святые Дары, и причащался. После богослужения братия сопровождала новопостриженного на трапезу, а после - все возвращались в храм, где и оставляли его38 на семь дней для молитвы и богомыслия39. В течение этих дней великосхимник40 освобождался от всех послушаний41. Снятие куколя происходило на восьмой день, но в случае тяжкой болезни можно было снять и на пятый день, а в случае крайней нужды и на третий.

Та редакция чинопоследования великой ангельской схимы, которая вошла в современный нам греческий Евхологий, а также существует и Русской Церкви, сохраняет содержание и конструкцию чинопоследования с 1602 г. Этот чин представляет собою сокращение студийской редакции чина, известного по евхологию XI в., но утвердившегося в богослужебной монастырской практике в XIII-XIV вв.

Существовали и сокращенные чины великой схимы. Они возникли благодаря идее, что монашеская схима дает разрешение от грехов. А если жизни постригающегося грозит опасность смерти, он опасается уйти в иной мир без разрешения от тяжкого бремени согрешений, и ввиду этой необходимости, дорожа каждой минутой и употребляли сокращенный чин. Он представлял из себя следующее: чин начинался прямо с вопросов, которые даже не были отделены друг от друга. Постригающийся отвечал на все вопросы общим ответом "Ей, честный отче". Священник читал три молитвы, трижды знаменуя главу постригаемого, брал его за правую руку и вводил в алтарь, где тот творил обычные метания перед престолом. Огласитель говорил пришедшему: "Виждь, яко Христос невидимо стоит…", после чего, выслушав признание относительно добровольности намерения принять постриг, совершал сам постриг. После прочтения Евангелия42, новопостриженный входил в алтарь, где его облачали в великосхимнические одежды, произнося обычные слова при возложении каждой одежды. Совершитель пострига читал две заключительные молитвы. На этом чин заканчивался.

Происхождение обрядов и чинов пострижения в монашество

При изучении чинов великой схимы, не смотря на разнообразие их редакций, можно усмотреть единство и родство в их конструкциях, сказавшееся не только на расположении песнопений, молитвословий и обрядов, но и на количественном равновесии основных элементов. Сказать то же самое относительно предуготовительных к великой схиме постригальных чинов нельзя. Здесь наблюдается большое разнообразие в их конструкции и частое колебание в подборе литургического материала. Чины малой схимы могут по своему содержанию отстоять довольно далеко от чинов великой схимы и даже при их родстве на начальном этапе истории последований, а могут и на столько приближаться к чинам великой схимы, что, если бы в них не было указано, что это лишь залог великой схимы, можно было бы их смело признать за последования именно великой схимы.

Согласно древнейшему Барбериновскому патриаршему евхологию, последование малой схимы такое: чин начинался рядом тропарей покаянного характера43. Священник становился в дверях алтаря, а вошедший в алтарь посвящаемый повергался ниц перед святым престолом, диакон произносил ектению, по окончании которой священник возлагал руку на поднявшегося с земли брата и читал молитву. Далее происходило пострижение и читалась еще одна молитва. На этом последование заканчивалось.

Со временем, как свидетельствуют литургические памятники позднейшего времени, лишь иногда в чинопоследование малой схимы допускались заимствованные элементы из великой схимы. При этом заимствований становилось тем больше, чем дальше эти памятники отходят от древности. Сюда включались дополнительные молитвы, вопросы и назидания постригающемуся, в некоторых указывалось, что постриг происходит на Литургии после малого входа, одежды постригаемого накануне кладутся под престол, а сам постриг предваряется совершением всенощного бдения. Во всем этом видно влияние чина великой схимы.

Существующие ныне в практике последования малой схимы в Греческой и Русской Церквях характеризуются приближением чина малой схимы к чину схимы великой. Вообще говоря, чин малой схимы отличается от последования великой схимы только меньшей торжественностью, а по существу - это тот же самый чин. Не будь в чине малой схимы заявления, что для постриженника она является только обручением великого и ангельского образа, не посвященному в тонкости устава было бы невозможно определить, какую схиму принимает постригающийся брат - малую или великую.

Тип современного нам последования малого образа начал складываться в XIV в., а первое печатное издание малой схимы имеется в Венецианском евхологии 1602 г. Этот текст повторяется без существенных изменений и в последующих изданиях евхологиев Греческой и Русской Церквей.

Современный нам чин пострижения в рясофор44, составленный в XIV в. по типу древнейших просхим, имеет мало общего с чинами малой и великой схимы. В Греческой Церкви этот чин является предваряющим для инока принятие малой схимы, а по современной практике греческих монастырей - предваряющим принятие даже великой схимы.

С древнейших времен иноки, не причисленные еще к разряду малосхимников или великосхимников, но состоявшие на послушаниях в монастыре, назывались новоначальными или рясофорными. Первое из этих наименований встречается в патрологической письменности с IV в., а второе - с XII в. Рясофорные иноки могли возлагать на себя монашескую рясу и особую камилавку. Иноки носили их с разрешения монастырского начальства. Изначально никакого чина на одевание одежд не существовало, лишь с XII в. в богослужебно-монастырскую практику входит обычай сопровождать одевание одежд на новоначального особым чином. Желая приблизить институт новоначальных к настоящему монашеству в этот чин внесли элементы пострижения в схиму - молитвы, пострижение волос и облачение. Введение чина было вызвано заботой устранить нежелательные для монастырей и соблазнительные для мирян случаи обратного возвращения новоначальных в мир, когда те с легкостью сбрасывали с себя монашескую рясу и покидали монастырь. Особый обряд церковного благословения при вступлении в разряд новоначальных, сопровождаемый пострижением и облачением в некоторые одежды настоящего монаха, должен был одних предостеречь от поспешного удаления в монастырь под предлогом минутного увлечения монашеством или под влиянием житейских огорчений, а других, уже вступивших в ряды новоначальных, должен был удерживать в монастыре, побуждая бороться с возможными соблазнами вернуться в мир.

Чин рясофора начинался несколькими молитвами, в которых священник просил Господа, чтобы Он освободил пришедшего Своего раба от мирских одежд, а вместе с одеждами избавил бы его от мирских дел и стремлений, чтобы подал ему добродетельную жизнь, истинное послушание и постоянное трезвление. Примечательно, что по евхологию XIV-XV века № 472 Московского Румянцевского музея, постриг совершал сам игумен. Он крестообразно постригал новоначального, произнося: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа...". По пострижении игумен нарекал новое имя, затем раздирал на новоначальном мирскую одежду от груди до пояса и облачал в монашескую одежду45.

Обозрение чинов пострижения в монашество в Греческой Церкви за длительный период времени их существования обнаруживает удивительное разнообразие этих чинов не только в отношении частностей, но и главного - неустойчивости предуготовительных к великой схиме чинов, которою они заявляют о себе чуть ли не с первых годов введения в богослужебно-монастырскую практику малой схимы, просхимы и рясофора.

Неустойчивость предуготовительных к великой схиме чинов стоит, конечно, в связи с неустойчивостью самого взгляда на смысл и значение этих чинов, а равно и невыясненностью их отношения к великой схиме. Нужда в создании чинов, предваряющих великую схиму, была осознана монашествующими еще в VIII в., перед эпохой прп. Феодора Студита. В монастырскую практику тогда же была введена малая схима, называвшаяся в то время просхимой. Не взирая на решительный протест прп. Феодора Студита, эта малая схима или просхима все более и более завоевывала себе симпатии среди монашествующих. К XIV в. предуготовительные монашеские чины обогащаются новым чином на одеяние рясы и камилавки.

Замечательно, что предприятия по части реформы чина пострижения в монашество касались всегда больше предуготовительных к великой схиме чинов. На целость великой схимы и на какие-либо существенные изменения в ее чине никто не решался посягать. Поэтому, чин великой схимы и теперь существует почти в том же самом виде, в каком представляет его евхологий 1027 г. Парижской Национальной (Coislin) библиотеки № 213.

Рясофор с XIV в. стремится занять изолированное положение среди чинов пострижения в монашество. Лишь обряды пострижения власов и облачения в некоторые монашеские одежды - обряды, совершаемые при самой скромной богослужебно-монастырской обстановке, роднят чин рясофора с последованиями малой и великой схимы. По особым молитвам, по особым песнопениям и по отсутствию акта произнесения обетов, чин на рясофор решительно отделяется от чинов малого и великого пострига, весьма близких по содержанию друг к другу, и обнаруживает тенденцию представить собою какой-то особый чин пострижения в монашество.

Однако, изолированное положение рясофора в XIV в., начинает колебаться в богослужебно-монастырской практике XV и XVI вв. Тогда в состав рясофора входят такие элементы, которые могут быть присущи только чинам малой и великой схимы. В самый год издания греческого печатного евхология, появляется копирующая этот евхологий рукопись - евхологий Московской Синодальной библиотеки № 454, где к словам печатного евхология о возложении на новоначального рясы и камилавки присоединяются слова о возложении и других одежд, составляющих принадлежность настоящих монахов46.

Составил иеродиакон Николай (Летуновский)
по книге Н.Н.Пальмова47 "Пострижение в монашество.
Чины пострижения в монашество в Греческой Церкви:
историко-археологическое исследование". - Киев, 1914.


28. Древний амвон, предназначавшийся для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, а также для произнесения проповедей, находился посередине храма и представлял из себя платформу со ступенями и переносным аналоем или цилиндрическую возвышенность с примыкающими к нему с двух сторон лестницами.
29. О необратимости монашеских обетов свидетельствует исповедание постригаемого пребывать в оных "даже до конца своего" и "до последнего своего издыхания". Содержание и характер постригальных молитв также говорят, что никакого возврата монаха к прежней мирской жизни быть не может, ибо данные им обеты, произнесены при невидимом предстоянии Ангелов, которые записывают его исповедание.
30. Иногда оглашений могло быть два: одно - обращено к постигаемому, другое - к народу.
31. По более поздним рукописям постриг совершался уже не в алтаре, а перед царскими вратами.
32. Такую практику сохраняет евхологий № 73 (274) XV в. Иерусалимской патриаршей библиотеки.
33. Постриг совершался в диаконнике или в притворе с пением "Непорочных".
34. Большинство рукописей указывают на чтение из послания к Колоссянам, гл. 3, ст. 12-16.
35. Почти все древни рукописи указывают на чтение Евангелия от Матфея 10:37-11:1.
36. При движении к солее следовали примерно тому же порядку движения, какой наблюдался первый раз, когда постригающийся шел к алтарю, чтобы произнести монашеские обеты.
37. Некоторые рукописи после этих молитв приводят ряд вопросов, которые священник задает принявшему схиму относительно его веры в возрождающую силу монашеского пострига.
38. В некоторых случаях новопостриженный мог оставаться и в келии.
39. Некоторые рукописи указывают ежедневно в течение семи дней после Литургии совершать торжественную процессию с великосхимником в трапезную.
40. Нового монаха рукописи также называют Новопросвещенным.
41. Даже, если и не пребывал неотлучно при храме.
42. Вероятно, постриг совершался во время Литургии.
43. Евхологий называет их "обычными". Это обстоятельство по отношению к тексту VIII?IX вв. говорит о том, что порядок тропарей был установлен ранее, чем это и зафиксировано в данной рукописи.
44. Древнейшие евхологии и схиматологии не знают нашего последования на рясофор; впервые этот чин встречается в евхологии XIV в. библиотеки Ватопедского монастыря на Афоне, № 133.
45. Некоторые Евхологии указывают, что на новоначального по пострижении надевалась длинная одежда темно-коричневого цвета. Эта одежда, напоминающая собой современный подрясник, очевидно, заменяла прежний хитон. На главу новоначального надевался малый клобук, стан опоясывался кожаным поясом, на шею надевали крест-образок (мог заменяться аналавом), на ноги - сандалии.
46. Это - отзвук возникшего в новейшее время на Востоке стремления не только признать рясофор за подлинный чин пострижения в монашество, но и, пожалуй, поставить его на место малой схимы. На Востоке облекаются теперь в рясофор лица духовного сана не желающие вступать в брак, но, с другой стороны, по наклонностям духовной природы, не расположенные удаляться в монастыри. Поставляя идеалом жизни служение в обществе, эти лица в последовании на рясофор хотят получить благословение Церкви на избираемый ими путь жизни и деятельности.

Источник: Московские Епархиальные Ведомости, № 5-6/2007 год
http://vedomosti.meparh.ru/2007_5_6/10.htm

Происхождение обрядов и чинов пострижения в монашество. Часть 1

Фото: Татьяна Сазонова

О монашестве
Как мне быть с моим обетом?
Если хочется уйти в монастырь...


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (05.07.2012) | Автор: Иеродиакон Николай (Летунов)
Просмотров: 4338
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика