Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О безумном богаче
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 26.04.2024, 10:44 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

О безумном богаче

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Лк. 12, 16-21

Сегодня мы слышали краткий отрывок из Евангелия от Луки – притчу о безумном богаче, актуальную во все времена, поскольку в ней Иисус Христос говорит о смысле человеческой жизни. Часто в своих притчах Господь показывает нам, насколько важно правильно расставить жизненные приоритеты, чтобы, заботясь о делах земных, не забывать о жизни вечной. Конечно, человеку необходимо трудиться, чтобы обеспечить себя и свою семью. Более того, в Священном Писании сказано: если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 1, 8). Но в Евангелии также сказано, что человек не должен полностью отдавать свою душу заботам о земном.

Если проанализировать, что является движущей силой, главным вектором духовной жизни многих православных христиан, с чем они приходят к Богу: стоят на молебнах, выстраиваются в длинную очередь к какому-то особо почитаемому святому – становится очевидным, что это просьбы о здоровье или благополучии родных, зарплате, имуществе и т.д. Вряд ли даже один из десяти человек обратится к Богу со словами: «Господи, помоги мне бороться с моими грехами, страстями, помоги мне молиться, а не «вычитывать» правило, помоги вникать в Твои слова и исполнять их…», – и в этом наша большая проблема.

Человек – духовно-телесное существо, и забота о телесном, безусловно, необходима, но когда мы закрываем глаза на то, что призваны к бессмертию, вечной жизни с Богом и начинаем воспринимать как реальность только видимую сторону бытия, где мы едим, спим, общаемся, работаем, то теряем сокровенный смысл нашей жизни, не можем двигаться к следующему этапу нашего бытия – вечному.

На вопрос о том, насколько человеку необходимо заботиться о земных и духовных благах, ответить непросто. Думаю, это можно пояснить на примере взаимоотношений между женщиной, ее соседями и детьми. Соседи могут прийти, чтобы занять деньги или продукты, спросить или попросить женщину о чем-то, и она им поможет в меру своих сил. Но я не думаю, что в нормальной семье дети будут напоминать матери, чтобы она приготовила еду или постирала одежду, потому что им нужны не только материнская забота и ее труды, им нужна она сама. А когда мать любит своих детей, неужели она не накормит, не оденет, не вылечит? Так происходит и в нашей жизни: если человек считает отношения с Богом главной ценностью своей жизни, все остальное происходит естественным образом.

С точки зрения абсолютного большинства людей, человек, о котором говорится в притче, – предел мечтаний, идеал. Этот состоятельный землевладелец, которому Господь даровал богатейший урожай,  теперь  озабочен тем, как его сохранить, чтобы долгие годы жить в праздности, предаваясь развлечениям, и обеспечить себе безбедную старость. Вполне благоразумно, не так ли? Это ведь Сам Бог ему дал богатство и урожай… Однако Господь рассуждает иначе.

Богач решил построить новые складские помещения, размышлял, как сохранить капитал и, успокоенный, заснул. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20) Ты вложил все свои силы, чтобы сберечь этот урожай, но если ты умрешь этой ночью, что тебе от того, что ты заготовил? С собой деньги возьмешь? Нет, ты придешь туда «гол как сокол», как голый король из сказки, а то, во что ты вложил все свои силы, свою душу, лично тебе не пригодится. Может, родственникам достанется, а может, и вообще чужим людям. Но, как правило, что даром дается, быстро уходит и пользы не приносит; не думай, что кто-то тебе спасибо скажет, если только: «Спасибо, что вовремя помер».

Этот человек, всю жизнь посвятивший стяжанию материальных благ, сейчас, перед лицом Бога видит: все, что он сделал, – пустое. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 21). А каким образом можно в Бога богатеть? Есть интересный исторический факт более чем полуторатысячелетней давности. Это было во времена Иоанна Златоуста в Константинополе, столице Византийской империи. Один весьма богатый купец приехал по торговым делам в столицу. С собой у него был необходимый запас золота, тщательно им оберегаемый. И вот, его вызывает к себе императрица Евдоксия. После дежурного обмена любезностями она заявляет: «Государству срочно нужна ваша помощь», – и, пояснив, что уехать у него все равно никуда не получится, просит «одолжить» ровно ту сумму, которую он привез с собой. Прекрасно понимая, что за ним следили и денег ему назад никто не вернет, он решает посоветоваться со святителем Иоанном Златоустом, который был патриархом Константинопольским. Да, денег ты уже не вернешь, соглашается Иоанн Златоуст. Но он предлагает купцу прийти к нему на следующий день утром, чтобы приобрести иное сокровище с помощью этого золота. Он выводит купца на городскую площадь, где, как обычно, было много вдов, сирот, нищих, и говорит: «Раздай им все свои деньги! Что ты отдашь бедным, то отдашь для Бога – этого у тебя никто не отнимет, это будет твоим навсегда!» Недолго думая, купец так и сделал: деньги все равно бы отобрали, и пользы от них не было бы никакой, а он их вложил в надежное хранилище, раздав тем, кто в этом нуждался.

Но вопрос не только в деньгах. Нам всем Господь что-то дал: силы, ум, знания, умение что-то делать и многое другое. Но Он это дал не только для того, чтобы человек сам этим пользовался, как какой-нибудь скряга, который млеет, сидя над сундуком с золотом. Все, что дал нам Господь, нужно употребить, чтобы и другим от этого была польза. Вот тогда это не пропадет! Любое наше богатство мы можем принести Богу, с пользой для нашей собственной души.

Можно привести еще такой пример. Допустим, человеку предстоит переезд из Клина во Владивосток. Что он может взять с собой в этот дальний путь? Ни машину, ни мебель смысла везти нет, поэтому он дома все продает, кладет деньги в банк, чтобы воспользоваться ими по приезде на новое место жительства, и едет с одним портфелем. На вид он, можно сказать, нищий. Да, у него при себе только портфель, но, добравшись до места, он снимает деньги и покупает на них еще больше, чем у него было, поскольку цены там другие. Потерял он что-то? Думаю, нет: приобрел – для себя, да еще в большом количестве.

Есть еще один пример из житийного материала первого тысячелетия, он касается одной богатой благочестивой семьи, в которой рос сын. Родители щедро раздавали деньги неимущим людям, которые реально в этом нуждались. Им многие говорили, что это неразумно, ведь сыну нужно оставить наследство, и действительно, когда они умерли, мальчику осталось очень скромное состояние. Но зря ли родители это делали? Молодой человек – умный, получивший приличное образование –вырос очень порядочным человеком, ведь он воспитывался в действительно благочестивой семье. Но вот он познакомился с девушкой из богатой семьи, и ее родители поначалу с осторожностью отнеслись к перспективе такого неравного брака. Но потом они решили узнать семейную историю этого юноши и с большой радостью отдали свою дочь за него замуж, рассудив, что с таким мужем их дочь никогда не пропадет, потому что его родители сумели оставить сыну самое лучшее наследство: воспитали его добрым и порядочным человеком.

Поэтому, конечно, надо зарабатывать, содержать семью, но цель, все-таки, – это наша собственная бессмертная жизнь. А бывает, человек проработал всю жизнь, собрал много ценностей, но пришел туда, где предстоит жить долго, всегда, а там – не имеет ничего, никаких ценностей. Так может произойти со многими из нас. Страшно вот так прожить и прийти к пустому месту: «Как же, я столько работал, а для себя ничего не сделал?» Но поезд уже уехал! Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, любимого, а не для Бога, не для вечной жизни. Аминь.

 


О милосердном самарянине (проповедь)
Воскрешение дочери Иаира (проповедь)
Исцеление Гадаринского бесноватого(проповедь)
О богаче и Лазаре (проповедь)
О Сеятеле (проповедь)

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (18.12.2019)
Просмотров: 791
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика