Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Живые и мертвые
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 17.10.2021, 16:18 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Церковь и общество

Живые и мертвые

Автор: Ирина Филиппова

После Великой Отечественной общество делило ее участников в основном на две категории: о мертвых слагали стихи, снимали фильмы, им ставили памятники; о живых (ветеранах) государство и общество заботилось, насколько могло. А о такой категории, как пропавшие без вести, предпочитали не говорить. Долгое время считалось, что это либо дезертиры, либо трусы, нарушившие свой воинский долг, сдавшиеся в плен. Но сейчас, по вновь открытым военно-историческим документам, можно сказать, что 70% из них - это люди, защищавшие с оружием в руках свою Родину и сложившие голову в бою.

Живые и мертвые

У нас в Подмосковье ожесточенные бои велись поздней осенью и зимой. И вот упал боец в снег, а рота его ушла, потому что при наступлении части очень быстро двигались, и захоронением своих бойцов практически никто не занимался. И лежали эти бойцы до весны, а когда снег оттаивал, власти создавали санитарные бригады из местных жителей: стариков, женщин, детей. Они стаскивали останки наших бойцов в ближайшие траншеи, воронки и закапывали. Где-то на месте этих братских могил после войны поставили скромные памятники, о каких-то просто забыли.

Увековечить память без вести погибших на войне, отдать им последний долг помогают государству поисковые организации. В Клинском районе с 2000 года действует поисковый отряд "Подвиг". О работе отряда рассказывает его руководитель Павел Пустырев:

- Наша задача - поиск останков погибших воинов, их опознание, торжественное перезахоронение с воинскими почестями, а также поиск родственников, сообщение им о судьбе ушедшего на фронт человека.

Часто задают вопрос: "А нужно ли это сейчас? Человек попал в землю, пусть он там и лежит, вроде как похоронен". Но что значит "похоронен"? Я обычно спрашиваю: "А вы хотели бы быть похороненными в яме у дороги вверх ногами с чьими-то ногами у себя на голове?" Обычно люди говорят: "Нет". И те, кто отдал жизнь за Родину, этого тем более не заслужили.

Иногда говорят: "Ну что сейчас искать, не осталось тех, кто ждет". Это неправда, остались. Конечно, не осталось матерей, практически не осталось жен, но еще есть братья и сестры, дети, внуки. Очень многие, уже в третьем поколении после войны, ищут тех, кто на эту войну ушел.

Надо сказать, что любая поисковая работа сопряжена с огромными трудностями. Так, чуть ли не единственной находкой, по которой можно определить личность бойца, является смертный медальон. Не у всех он был, но нам в этом плане везло - смертные медальоны мы находили часто. За все время работы нашим отрядом было установлено 38 имен бойцов, и в 26 случаях были найдены родственники. Но не менее важны и другие находки, которые могут рассказать о личности и характере погибшего бойца.

О живых и мертвых

Например, среди найденных вещей часто встречаются нательные кресты. Носить их в советской армии не разрешалось, но многим солдатам матери или родственники давали крестики с собой. Их хранили либо в снаряжении, либо зашивали в одежду. У нас был случай, когда мы нашли икону. Она была завернута в полковую газету и убрана в портмоне. Судя по тому, что в портмоне находились документы, это был не рядовой боец, а командир. А в прошлом году на одном из раскопов мы нашли останки бойца, который рукой сжимал нательный крест.

Поэтому, когда мы находим погибшего бойца, устанавливаем его личность - это важно для людей. И не только для родственников, но и для тех, кто этим поиском занимается. Мы берем в отряд детей с 12 лет. Начинаем занятия с изучения истории Великой Отечественной войны, истории вооружения.

Обычно подростки еще не участвуют в раскопках по поиску людей, но всегда помогают в обработке данных. И я могу сказать, что как раз дети такого возраста правильно осознают то, что они делают. Они действительно с уважением относятся к останкам погибших. Этого, к сожалению, обычно не скажешь о современных детях старшего возраста. И еще, дети из нашего отряда гораздо серьезнее относятся к таким понятиям, как армия, война, служба. Занимаясь поисковой работой, участвуя в экспедициях, раскопках, ребята начинают какие-то ситуации примерять на себя: а как бы я повел себя в тех или иных условиях? Они делают для себя определенные выводы, которые в будущем, возможно, сформируют у них настоящий патриотизм, любовь к своей Родине.

Фото: Игорь Смирнов

Возродить былые традиции воинской славы!
Сквозь годы. Три письма
Без Бога на войне я бы не выжила
Благословляет ли Церковь войну?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: Pravklin (06.05.2010) | Автор: Ирина Филиппова
Просмотров: 2207
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика