Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Как наследовать жизнь вечную?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 25.02.2020, 14:58 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Как наследовать жизнь вечную?

Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина

 В Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Лк. 18, 18-27


Христос и богатый юноша. Hofmann Art Prints Gallery

В Неделю 12-ю по Пятидесятнице мы слышали за богослужением отрывок из Евангелия от Матфея о разговоре Иисуса Христа с богатым юношей. Сегодня мы вновь возвращаемся к описанию этого события, но в изложении евангелиста Луки. Эта встреча была настолько яркой, что о ней упоминают три евангелиста. 

Достаточно молодой, но уже занимавший видное положение в еврейском обществе человек, возможно, один из законников, подходит ко Христу с вопросом: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 18, 18). Даже люди, в совершенстве знавшие ветхозаветный закон, подчас не находили для себя ответа на главный вопрос: «Как победить зло и наследовать вечное Царство Мессии, в которое мы все хотим войти?» Интуитивно абсолютное большинство людей понимает, что есть отличие между человеком и животным, хотя на физиологическом уровне мы имеем много общего. Человек принципиально отличается от других живых существ, занимает особое положение, потому что он – образ Божий; он один имеет нравственные критерии, стремится к победе над страстями, к бессмертию. Но что нужно сделать, чтобы этого достичь?

Юноша называет Христа Учитель благий. Слово благий  уже уходит из употребления – оно означает вершину нравственного и духовного совершенства и, по сути, может относиться только к Богу, потому что все мы, люди, имеем недостатки и грехи. Но в данной ситуации такое обращение является попыткой польстить Христу, ведь на самом деле молодой человек не считает Его слова истиной в последней инстанции.

Отвечая на вопрос юноши, Иисус Христос перечисляет основные ветхозаветные заповеди, которые касаются отношений между людьми: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою (Лк. 18, 20). Часто мы слышим весьма размытое определение – «общечеловеческие ценности», но назвать их сможет не всякий человек, даже верующий. По сути, речь идет о заповедях Божиих. Это не просто те нормы, за которые Господь с нас спросит, а фундаментальные закономерности духовной жизни, по которым устроен наш мир. Есть физические законы, которые мы изучаем с детства дома и в школе, а Господь нам открывает законы мира нематериального: Его заповеди – это путь здоровой духовной жизни, позволяющий сберечь себя и не погибнуть. Когда человек не пьянствует, не убивает, не грабит, значит, он не вредит своей душе. Он и здесь, на земле, живет здоровее, и вечная жизнь не закрыта перед ним, если он откликнется на любовь Божию. А когда человек эти заповеди нарушает, его жизнь идет кувырком, вокруг него все рушится, тогда и о вечности говорить проблематично.

Юноша ответил Христу, что заповеди Божии старается соблюдать, но Христос поясняет: есть то, чего ему все-таки не хватает. При этом предлагает странную вещь: Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18, 22). А поскольку этот человек был весьма богат, он очень опечалился и отошел с грустью, потому что не мог в своем сознании отделаться от привязанности к тому богатству, которое имел. Апостолы тоже были в недоумении, ведь, по представлениям людей того времени, если человек богат и благополучен, значит, Сам Господь награждает его за духовное и нравственное совершенство, богоугодную жизнь. А тут оказывается, что все наоборот, и Господь еще раз акцентирует на этом внимание: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18, 24-25). Евангелист Марк подчеркивает и другой оттенок этих слов Господа: Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! (Мк. 10, 24), – и речь здесь идет не о размере благосостояния, а о том, как мы к этому относимся. Можно иметь совсем немного, но это будет для тебя самым важным на свете. Так, например, летом для многих из нас огород оказывается важнее Христа: «Какое там Причащение, какая молитва, какая церковь? У меня хозяйство! Вот кончится лето, тогда в церковь и буду ходить…» Получается, то немногое, что имеет такой человек, перевешивает в его сознании такое богатство, как отношения с Богом, вечная жизнь. Но человек сам делает свой выбор, и Господь его принимает, ведь Он не ограничивает нашу свободу.

Известно два разных прочтения фразы удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие, и оба будут правильными. Во-первых, есть все основания считать, что в городской стене Иерусалима была маленькая калитка, которую называли «игольные уши». Ею пользовались, когда остальные ворота закрывались на ночь. В нее едва можно было протиснуться, поэтому человек вооруженный – пеший или верхом – попасть в город уже не мог. Понятно, что и верблюду пройти сквозь эту калитку было невозможно. Во-вторых, слово, имеющее значение «верблюд», может быть переведено на русский еще как «канат», который также не пройдет через отверстие в игле.

В этой евангельской истории речь идет не о богатстве как таковом, а о правильной расстановке жизненных приоритетов. Дело не в том, что быть богатым – плохо, а в том, что наполняет твое сердце, чем ты живешь. Если главное сокровище твоей души – материальные ценности, которыми ты обладаешь, что ж, живи, пользуйся, но помни, что они отнимутся когда-то, да и здесь, на земле, будешь ли ты действительно счастлив?

В теории все это звучит хорошо, но как нам поступать в реальной жизни? Продать свою собственность и раздать все деньги нищим? Не будем забывать, что мы говорим о духовной жизни. Святые отцы часто говорили, что есть два разных уровня духовной жизни. Первый  – когда человек напрягает все свои силы, борется со своими страстями, грешными побуждениями, старается не допускать дурных мыслей, ведет тяжелую борьбу с самим собой. Но в церковной жизни есть такая закономерность: если человек очень старательно, усердно исполняет заповеди, данные Богом, это приводит к тому, что он начинает лучше видеть свои грехи, буквально, «как песок морской», и в результате он понимает, что сам, без Бога, не способен победить в этой борьбе. Он обретает смирение, его гордость ослабевает, и тогда ему гораздо легче исполнять Божии заповеди. А бывает и по-другому: человек старается делать многое, но начинает думать, что уже достиг хорошего результата, стал избранником Божиим. Это значит только то, что он не достиг ничего и находится в прелести или обольщении. Это ложный путь, уводящий от Бога. Первый уровень духовной жизни человека – состояние активной борьбы с грехом, и такие люди находятся на пути к спасению.

Есть и второй уровень: когда, ведя непрестанную духовную борьбу, исполняя волю Божию, верующие получают особые благодатные дары от Бога, приобретают в своем сердце мир, радость Небесную. Таких людей немного, это наши светочи – Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Нужно помнить, что без Божией помощи, только своими силами невозможно достичь такого уровня духовной жизни.

Но будем помнить и то, что Бог дает дары тем, кто к ним стремится, кто трудится – старается исполнять волю Божию и бороться со страстями. Страсть – это, казалось бы, вполне нормальная человеческая потребность, но искаженная, изуродованная. Например, человеку необходимо есть, но переедание или чревоугодие – это уже страсть. Нормально, когда человек женится или выходит замуж? Да, нормально, но разврат – это уже страсть. Так и гнев, направленный не на борьбу с собственными грехами, а на окружающих, тоже становится страстью.

Когда Христос говорит юноше: «Раздай свое богатство и иди за Мной», – Господь зовет его на высший уровень духовной жизни, а тот и с первым-то справился не до конца. Потому что когда мы ставим рядом со Христом еще что-то или кого-то, значит, любви настоящей к Богу у нас нет. Если человек, например, одинаково любит ребенка и компьютер, любящий ли это человек? Конечно, нет. Также и здесь. Только тогда, когда Бог занимает в нашем сердце первое и ни с чем не сравнимое место, наши отношения с окружающими становятся полноценными, потому что они освящаются этой Божественной любовью, и человек начинает духовно оживать.

Если же я держусь только за временное, конечно, я могу получить в жизни блага в меру своих усилий, но подлинного счастья это не принесет. А Господь говорит о приобретении такого сокровища, которое останется со мной навсегда: не только в этой, но и в будущей жизни. Когда мы с Богом сродняемся, даем ему место в своем сердце, наша жизнь становится и светлее, и теплее. Вопросы, казалось бы, нерешаемые, решаются, и трудности громадные преодолеваются, потому что мы не одни, с нами Бог.

Мы бережем это сокровище в сердце, и потому мы боремся с грехами, злыми мыслями, искушениями, чтобы не изгонять Христа из своей души! Поэтому мы всеми силами должны стремиться быть с Богом и помнить, что Господь помогает тем, кто ведет эту борьбу. А если вся наша религиозность сводится к тому, чтобы поставить свечки и несколько раз в году прийти в церковь, мы пройдем мимо главного, потому что вера без любви – не живая, не действенная. Все заповеди исходят из одного: я призван к вечной жизни, я Божий сын или Божья дочь, и я должен ценить это родство, потому что я – наследник Божиих обещаний. Аминь.

 


О богатом юноше
О безумном богаче
О милосердном самарянине 
Воскрешение дочери Иаира 
Исцеление Гадаринского бесноватого
О богаче и Лазаре 
О Сеятеле 

 

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (22.01.2020)
Просмотров: 170
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика