Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Как наследовать жизнь вечную?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 19.04.2024, 07:06 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Как наследовать жизнь вечную?

Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина

 В Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Лк. 18, 18-27


Христос и богатый юноша. Hofmann Art Prints Gallery

В Неделю 12-ю по Пятидесятнице мы слышали за богослужением отрывок из Евангелия от Матфея о разговоре Иисуса Христа с богатым юношей. Сегодня мы вновь возвращаемся к описанию этого события, но в изложении евангелиста Луки. Эта встреча была настолько яркой, что о ней упоминают три евангелиста. 

Достаточно молодой, но уже занимавший видное положение в еврейском обществе человек, возможно, один из законников, подходит ко Христу с вопросом: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 18, 18). Даже люди, в совершенстве знавшие ветхозаветный закон, подчас не находили для себя ответа на главный вопрос: «Как победить зло и наследовать вечное Царство Мессии, в которое мы все хотим войти?» Интуитивно абсолютное большинство людей понимает, что есть отличие между человеком и животным, хотя на физиологическом уровне мы имеем много общего. Человек принципиально отличается от других живых существ, занимает особое положение, потому что он – образ Божий; он один имеет нравственные критерии, стремится к победе над страстями, к бессмертию. Но что нужно сделать, чтобы этого достичь?

Юноша называет Христа Учитель благий. Слово благий  уже уходит из употребления – оно означает вершину нравственного и духовного совершенства и, по сути, может относиться только к Богу, потому что все мы, люди, имеем недостатки и грехи. Но в данной ситуации такое обращение является попыткой польстить Христу, ведь на самом деле молодой человек не считает Его слова истиной в последней инстанции.

Отвечая на вопрос юноши, Иисус Христос перечисляет основные ветхозаветные заповеди, которые касаются отношений между людьми: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою (Лк. 18, 20). Часто мы слышим весьма размытое определение – «общечеловеческие ценности», но назвать их сможет не всякий человек, даже верующий. По сути, речь идет о заповедях Божиих. Это не просто те нормы, за которые Господь с нас спросит, а фундаментальные закономерности духовной жизни, по которым устроен наш мир. Есть физические законы, которые мы изучаем с детства дома и в школе, а Господь нам открывает законы мира нематериального: Его заповеди – это путь здоровой духовной жизни, позволяющий сберечь себя и не погибнуть. Когда человек не пьянствует, не убивает, не грабит, значит, он не вредит своей душе. Он и здесь, на земле, живет здоровее, и вечная жизнь не закрыта перед ним, если он откликнется на любовь Божию. А когда человек эти заповеди нарушает, его жизнь идет кувырком, вокруг него все рушится, тогда и о вечности говорить проблематично.

Юноша ответил Христу, что заповеди Божии старается соблюдать, но Христос поясняет: есть то, чего ему все-таки не хватает. При этом предлагает странную вещь: Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18, 22). А поскольку этот человек был весьма богат, он очень опечалился и отошел с грустью, потому что не мог в своем сознании отделаться от привязанности к тому богатству, которое имел. Апостолы тоже были в недоумении, ведь, по представлениям людей того времени, если человек богат и благополучен, значит, Сам Господь награждает его за духовное и нравственное совершенство, богоугодную жизнь. А тут оказывается, что все наоборот, и Господь еще раз акцентирует на этом внимание: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18, 24-25). Евангелист Марк подчеркивает и другой оттенок этих слов Господа: Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! (Мк. 10, 24), – и речь здесь идет не о размере благосостояния, а о том, как мы к этому относимся. Можно иметь совсем немного, но это будет для тебя самым важным на свете. Так, например, летом для многих из нас огород оказывается важнее Христа: «Какое там Причащение, какая молитва, какая церковь? У меня хозяйство! Вот кончится лето, тогда в церковь и буду ходить…» Получается, то немногое, что имеет такой человек, перевешивает в его сознании такое богатство, как отношения с Богом, вечная жизнь. Но человек сам делает свой выбор, и Господь его принимает, ведь Он не ограничивает нашу свободу.

Известно два разных прочтения фразы удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие, и оба будут правильными. Во-первых, есть все основания считать, что в городской стене Иерусалима была маленькая калитка, которую называли «игольные уши». Ею пользовались, когда остальные ворота закрывались на ночь. В нее едва можно было протиснуться, поэтому человек вооруженный – пеший или верхом – попасть в город уже не мог. Понятно, что и верблюду пройти сквозь эту калитку было невозможно. Во-вторых, слово, имеющее значение «верблюд», может быть переведено на русский еще как «канат», который также не пройдет через отверстие в игле.

В этой евангельской истории речь идет не о богатстве как таковом, а о правильной расстановке жизненных приоритетов. Дело не в том, что быть богатым – плохо, а в том, что наполняет твое сердце, чем ты живешь. Если главное сокровище твоей души – материальные ценности, которыми ты обладаешь, что ж, живи, пользуйся, но помни, что они отнимутся когда-то, да и здесь, на земле, будешь ли ты действительно счастлив?

В теории все это звучит хорошо, но как нам поступать в реальной жизни? Продать свою собственность и раздать все деньги нищим? Не будем забывать, что мы говорим о духовной жизни. Святые отцы часто говорили, что есть два разных уровня духовной жизни. Первый  – когда человек напрягает все свои силы, борется со своими страстями, грешными побуждениями, старается не допускать дурных мыслей, ведет тяжелую борьбу с самим собой. Но в церковной жизни есть такая закономерность: если человек очень старательно, усердно исполняет заповеди, данные Богом, это приводит к тому, что он начинает лучше видеть свои грехи, буквально, «как песок морской», и в результате он понимает, что сам, без Бога, не способен победить в этой борьбе. Он обретает смирение, его гордость ослабевает, и тогда ему гораздо легче исполнять Божии заповеди. А бывает и по-другому: человек старается делать многое, но начинает думать, что уже достиг хорошего результата, стал избранником Божиим. Это значит только то, что он не достиг ничего и находится в прелести или обольщении. Это ложный путь, уводящий от Бога. Первый уровень духовной жизни человека – состояние активной борьбы с грехом, и такие люди находятся на пути к спасению.

Есть и второй уровень: когда, ведя непрестанную духовную борьбу, исполняя волю Божию, верующие получают особые благодатные дары от Бога, приобретают в своем сердце мир, радость Небесную. Таких людей немного, это наши светочи – Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Нужно помнить, что без Божией помощи, только своими силами невозможно достичь такого уровня духовной жизни.

Но будем помнить и то, что Бог дает дары тем, кто к ним стремится, кто трудится – старается исполнять волю Божию и бороться со страстями. Страсть – это, казалось бы, вполне нормальная человеческая потребность, но искаженная, изуродованная. Например, человеку необходимо есть, но переедание или чревоугодие – это уже страсть. Нормально, когда человек женится или выходит замуж? Да, нормально, но разврат – это уже страсть. Так и гнев, направленный не на борьбу с собственными грехами, а на окружающих, тоже становится страстью.

Когда Христос говорит юноше: «Раздай свое богатство и иди за Мной», – Господь зовет его на высший уровень духовной жизни, а тот и с первым-то справился не до конца. Потому что когда мы ставим рядом со Христом еще что-то или кого-то, значит, любви настоящей к Богу у нас нет. Если человек, например, одинаково любит ребенка и компьютер, любящий ли это человек? Конечно, нет. Также и здесь. Только тогда, когда Бог занимает в нашем сердце первое и ни с чем не сравнимое место, наши отношения с окружающими становятся полноценными, потому что они освящаются этой Божественной любовью, и человек начинает духовно оживать.

Если же я держусь только за временное, конечно, я могу получить в жизни блага в меру своих усилий, но подлинного счастья это не принесет. А Господь говорит о приобретении такого сокровища, которое останется со мной навсегда: не только в этой, но и в будущей жизни. Когда мы с Богом сродняемся, даем ему место в своем сердце, наша жизнь становится и светлее, и теплее. Вопросы, казалось бы, нерешаемые, решаются, и трудности громадные преодолеваются, потому что мы не одни, с нами Бог.

Мы бережем это сокровище в сердце, и потому мы боремся с грехами, злыми мыслями, искушениями, чтобы не изгонять Христа из своей души! Поэтому мы всеми силами должны стремиться быть с Богом и помнить, что Господь помогает тем, кто ведет эту борьбу. А если вся наша религиозность сводится к тому, чтобы поставить свечки и несколько раз в году прийти в церковь, мы пройдем мимо главного, потому что вера без любви – не живая, не действенная. Все заповеди исходят из одного: я призван к вечной жизни, я Божий сын или Божья дочь, и я должен ценить это родство, потому что я – наследник Божиих обещаний. Аминь.

 


О богатом юноше
О безумном богаче
О милосердном самарянине 
Воскрешение дочери Иаира 
Исцеление Гадаринского бесноватого
О богаче и Лазаре 
О Сеятеле 

 

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (22.01.2020)
Просмотров: 756
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика