Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

«Помни день субботний»
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 25.02.2020, 15:12 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

«Помни день субботний»

Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина

 В Неделю 25-ю по Пятидесятнице, Лк. 13, 10-17


Фото: Ю. Павлюк

Более трех тысяч лет назад Господь через Моисея дал людям заповеди, и четвертая из них гласила: Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, а день седьмой [посвяти] Господу, Богу твоему (см. Исх. 20, 8-10).

Сейчас можно часто услышать от людей: «Какая церковь? Я работаю, вкалываю всю неделю и хоть в воскресенье хочу выспаться, отдохнуть». Если бы человек был просто рабочей скотиной – вопросов не было бы, но ведь у него совсем иное предназначение! Человек должен зарабатывать себе на жизнь, обеспечивать себя и свою семью, и это абсолютно нормально. Но в первую очередь для него важно не внешнее благополучие, а внутренний мир, состояние души, потому что оно влияет на его жизнь, жизнь семьи, общества.

По-еврейски суббота (шаббат) – день покоя: время, когда каждый верующий должен обрести покой. Но покой нужен не только нашему телу, недостаточно в этот день просто оставить все дела. Господь вкладывает в это слово совсем иной смысл, и сегодняшнее евангельское чтение объясняет нам, о чем идет речь.

Иисус Христос приходит в синагогу в субботу, поскольку именно суббота считалась у иудеев последним днем недели, когда они по закону освобождались от всех дел. Книги были очень дорогими, поэтому, чтобы услышать Слово Божие и разъяснения раввина, благочестивые люди должны были встать пораньше, прийти в синагогу и там трудиться – совершать определенную внутреннюю работу: молиться, вникать в слова Священного Писания Ветхого Завета. Для нас с вами все сказанное будет относиться, в первую очередь, к воскресным дням и великим праздникам.

В один из таких дней в синагоге учил Христос, разъясняя людям смысл священных текстов. Среди молящихся была женщина, уже более восемнадцати лет страдавшая от болезни – имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться (Лк. 13, 11). У нее было серьезное заболевание позвоночника: она не могла нормально дышать, напрягалась при ходьбе, испытывала боль – претерпевала не только физические, но и душевные страдания. Однако, несмотря на это, каждую субботу она приходила сюда молиться. Да, она была больна, уродлива, и вид ее вызывал у людей не лучшие чувства, но это не было для нее главным. Не находя покоя из-за своей тяжелой болезни, только здесь, слушая слово Божие и мысленно обращаясь к Богу, она испытывала хоть какое-то облегчение.

Христос смотрит не на внешность, а на душу человека и видит внутреннюю красоту. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась (Лк. 13, 12-13). Восемнадцать лет она не могла распрямиться, казалось бы, это уже необратимо, ведь ее позвонки за это время деформировались, но – нет! Выпрямляется, стоит прямо и чувствует себя здоровой. Но главное – то, что она вдруг ощутила на себе действие Божественной силы, которое дает человеку несравнимо больше, чем просто телесное исцеление, и начала прославлять Бога, потому что не могла не ответить на любовь Божию к себе. А ведь чувство благодарности – начало подлинной веры. Один писатель очень мудро сказал: «Мать учит ребенка вере, когда просит говорить "спасибо" за вкусно испеченный пирог», – потому что тем самым учит его отвечать на любовь своей любовью. Из этого может вырасти подлинная вера – не вера в существование Бога, в это и бесы верят, а вера как доверие Богу, живая связь с Ним.

Долгие годы эта женщина ходила на совместную молитву, не получая серьезной помощи от Бога, лишь небольшое облегчение и укрепление, но давайте посмотрим: каков итог того, что она помнила день субботний? Она обрела покой! Не только телесно, но и душой, согревшись в лучах Божественной любви. А если бы она себя жалела: «Я же больна, зачем вставать в такую рань? Мне нужно больше отдыхать…» – думаю, она бы ничего не приобрела. Зато сейчас она получила в дар от Бога то, о чем и мечтать не могла!

Казалось бы, как можно в этот момент не разделить ее радость? Но, к сожалению, всегда найдутся люди, которые на это не способны. Один из начальников синагоги, знаток Священного Писания, тут же выразил свое возмущение, что у всех на глазах была нарушена заповедь Божия о соблюдении субботы. По его убеждению, субботний покой – это безделье, а Христос на эту женщину, во-первых, руки возложил, а во-вторых – исцелил ее! И это в праздничный день! Сказать об этом Христу напрямую он не отважился, мало ли: если Он исцелил немощную одним возложением рук, как бы его в наказание не «скорчил». Поэтому он обращается к народу: Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13, 14). Но, по сути, это единственный случай исцеления здесь за все время существования этой синагоги. Может, нужно и расписание повесить: «Приходите исцеляться по четвергам и пятницам»? Это же безумие! Конечно, он говорил это из зависти: «Почему такие дары имеет кто-то другой, а не я – такой замечательный?» – обидно! Кроме того, это страшное лицемерие, ведь он переживает не о Боге, а о себе! Под маской благочестия он скрывает мысли о том, что теряет свой авторитет.

Господь, конечно, это видит, и говорит ему: Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 15-16) Она же дочь Авраама – вы произошли от одного благочестивого предка, вы единоверцы, это образ Божий, в конце концов! Что же, она хуже твоего осла или вола? Это же не скотина, которая живет только земной жизнью! Примечательно, что Христос не его, видного, авторитетного и «благочестивого», называет сыном Авраама, что было бы логично, а ее, убогую, именует дочь Авраамова.

Господь говорит очень важные для нас слова о том, что праздничный день нужен не только для молитвы и чтения Священного Писания, но и для совершения добрых дел. Не отдых тела является главной его целью, а обретение мира душевного, который является результатом подлинной веры. Мир душевный – не отдых на диване перед телевизором или перед компьютером: это встреча с Богом, Божий дар, особое состояние души. Человек может получить его только от Бога и никак иначе.

В русском народе в XIX веке, хотя это уже было время упадка духовной жизни, еще кое-где сохранялась добрая традиция: в праздничные дни крестьяне рано вставали (храм не всегда был поблизости), умывались, надевали праздничную одежду и шли в церковь. Там молились, кто-то причащался, возвращались домой, кушали, вновь переодевались в рабочую одежду и шли на поля и огороды сирот, вдов, немощных, – тех, кто сам себя обслужить не мог, – чтобы безвозмездно помогать им в сельскохозяйственных и иных трудах. Так они исполняли заповедь Божию о праздничном – непраздном – дне. Как важно и нам в праздничный день найти время и для молитвы, и для чтения Евангелия, и для добрых дел – уделить время не только своим близким, но всем тем, кто в этом нуждается, кому мы реально можем чем-то помочь.

Люди, окружавшие Христа в синагоге, хотя и многого не знали, но сердцем чувствовали, что Он прав: И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его (Лк. 13, 17). Не случайно и мы с вами читаем этот евангельский отрывок именно в воскресенье, ведь он призван напомнить о важности для нас православных праздников, когда мы общаемся с Богом в молитве, читаем Священное Писание, усиленно исполняем волю Божию. Это проявляется и в примирении, и в прощении обид, и в поддержке ближнего – того, кого Господь поставил на нашем жизненном пути, кого можно и нужно поддержать. Это дает нам возможность духовно оживать, укрепляет наши духовные силы, а значит, помогает нам идти по жизни с Божией помощью. Аминь.

 


О безумном богаче
О милосердном самарянине 
Воскрешение дочери Иаира 
Исцеление Гадаринского бесноватого
О богаче и Лазаре 
О Сеятеле 

 

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (20.01.2020)
Просмотров: 192
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика