Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

От чего спасает Христос?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 25.02.2020, 15:43 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

От чего спасает Христос?

В Неделю 29-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец, Мф. 1, 1-24

В это воскресенье мы читаем отрывок из Евангелия от Матфея, который начинается с утомительного, казалось бы, перечисления множества имен предков Иисуса Христа, хотя это далеко не полный список. При этом возникает ряд вопросов, которые могут смутить некоторых из нас.

Почему в тексте Священного Писания говорится, что «Авраам родил Исаака», а не его жена и то же самое касается остальных его потомков? Давайте вспомним, что у всех нас есть отчество, а не «матчество», поскольку родословие ведется по мужской линии. Мы вполне можем сказать «мой родитель» про своего отца, что будет близко по звучанию к евангельскому «родил». В разные времена люди по разному выражали свои мысли, и это не должно вызывать недоумения.

Зачем в тексте приводится столько имен? Известно, что среди предков Иисуса Христа встречаются не только праведники, но и грешники, и даже люди, совершившие смертные грехи. Это крайне важно и необходимо для того, чтобы показать, что подобно всем нам Христос происходит из замутненного источника жизни, хотя Дева Мария, конечно, была несравненной чистоты.

В этом отрывке из Евангелия мы также слышали о сомнениях праведного Иосифа, не знавшего, как ему поступить по отношению к Деве Марии. Она дала обет девства, но стоило ему отпустить обрученную жену в гости к Елисавете, матери Иоанна Крестителя, по возвращении домой оказалось, что Она беременна. Как Иосиф должен был к этому отнестись? Сама Мария молчала. Но что Она могла бы сказать Иосифу и его детям: «Я беременна от Духа Святого»? Это выглядело бы кощунством. Видя косые взгляды, все понимая, Она смиренно несет крест, который дал Ей Господь, и так продолжается до тех пор, пока нареченный муж не решает тайно отпустить Ее. Тогда во сне Иосифу является ангел и говорит о том, что он должен принять этого ребенка как родного сына, дав Ему имя «Иисус», что означает «Спаситель», потому что Он спасет людей своих (Мф.1, 21).

Но от чего Христос спасает людей? Разве исчезли на земле войны, убийства, грабежи, предательства? Вот если бы Он мог ввести такой закон, по которому все были счастливы… Но это же утопия! Ведь законы люди исполняют. Ни самые прекрасные законы, ни суровая кара за их нарушение проблему полностью не решат. В Китае, как известно, очень жесткие законы: за взятку, например, расстреливают. Что, думаете, там никто взяток не берет? И в нашей стране много хороших и нужных законов, а вокруг что творится?

Дело в том, что Христос приходит спасти людей от грехов их (Мф. 1, 21), спасти каждого человека. Когда люди это спасение обретают, тогда и в обществе жизнь меняется. Законы имеют силу, если человек считает своей обязанностью перед Богом их исполнять.

Но как спасти людей от грехов? Ведь, когда люди решили стать богами сами, без своего Создателя, без необходимого нравственного совершенствования, воровским путем, тогда они и пали, исказив свою духовную и телесную природу.

Обратимся к такому авторитетному источнику, как богослужебные тексты. В тропаре предпразднества Рождества Христова читаем: Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но, якоже красная палата, / вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Здесь говорится о том, что когда Мария с Иосифом пришли в Вифлеем, чтобы пройти перепись, Ей пришло время родить, но в гостинице места не нашлось. Тогда вертеп (пещера для скота) стал для Божией Матери дивным дворцом, потому что там родился Царь мира.

А зачем Он рождается? Чтобы прежде падший воскресити образ. Человек – образ Божий, не сохранивший своей красоты и чистоты, и Христос приходит, чтобы этот падший образ воскресить. Т. е. вернуть человека в то райское состояние, в котором он был создан, и даже выше – в состояние Небесного Царства.

Преподобный Максим Исповедник говорит, что, поскольку люди отпали от Бога, произошло глубокое искажение человеческой природы, ставшей страстной, тленной и смертной. Поэтому спасение состоит в исцелении и воскрешении самой природы человека.

Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «при сотворении Господь дал нам чистую и прекрасную природу, которую мы осквернили, и Сын Божий принимает это худшее, чтобы через Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и подобию» («Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина»).

В своем Послании к Евреям апостол Павел высказывает мысль, которую наши переводчики переводили со страхом: Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания (Евр. 2, 10). Совершил в данном случае означает «вождя нашего спасения довел до совершенства» через страдания. Возникает закономерный вопрос: «Что же, Христос несовершенен?»

Вот что пишет об этом великий святой Григорий Палама: «Слово Божие (т.е. Сын Божий) приняло природу такую, как у нас, и хотя совершенно чистую, ведь Божия Мать была чистейшим человеком, однако смертную и болезненную, и эту природу человеческую Он в Себя принял».

Святитель Афанасий Великий так говорит: «Единородный соделался человеком, чтобы в Себе Самом исправить это повреждение)».

Святой преподобный Исаия Отшельник пишет: «В Себе Он возвратил извращенное естество естеству первобытному, таким образом Он спас человека».

Святитель Григорий Нисский поясняет: «Восприняв в Себя нашу нечистоту, Сам Он не оскверняется от скверны, но в Себе Самом очищает эту нечистоту».

Святитель Кирилл Александрийский говорит: «В Воскресении Сыну Человеческому было возвращено бессмертие, которого прежде не доставало Христу по человечеству, Его восполнил Ему Отец через Воскресение. Когда Он Воскрес, смерть уже более не господствует над Ним, и всю природу Он удостоил этого совершенства».

Сейчас мы готовимся встречать Праздник Рождества Христова – это не просто радость, нарядная елка, подарки: это трудный и долгий путь к исцелению нашей духовной природы здесь, на земле, для того, чтобы при нашем воскресении тело наше воскресло так же, в такой же форме, в какой Воскрес Христос. Вероятно, есть отличие в состоянии райском и состоянии Небесного Царства, которое выше, поскольку в нем для человека уже невозможно пасть, поскользнуться в духовном смысле.

Христос нам явил эту природу, обновленную в Себе. Воскреснув, Он проходил через каменные стены гробовой пещеры и дома, в котором находились апостолы. Показывая ученикам раны от копья и язвы на теле, Он разговаривал, позднее разделил с ними трапезу! Это невозможно для нас, но возможно в состоянии обновленном Воскресением Христовым, и наша задача лечить свою природу.

Однако повторю мысль святых отцов, которую неоднократно цитировал: «Если Бог сотворил нас без нас, Он не спасет нас без нас!» Он идет к нам навстречу, но нужно, чтобы мы приняли Его помощь и трудились для собственного спасения! Спасения от власти греха, смерти, необходимого, чтобы жить в вечной радости, побеждать зло в этом мире, исцелять человеческие отношения. Ведь там, где, как верные чада, мы будем прикладывать усилия, непременно получим укрепление и помощь от Отца нашего Небесного.

Часто люди говорят: «Я столько лет хожу в церковь, но ничего у меня не изменилось…» И не изменится, если вся вера выражается в том, чтобы поставить свечки, подать записки, вычитать тексты молитв и Евангелия, не вникая в их смысл; сказать на исповеди: «Грешен делом, словом, помышлением…», принять Причастие и, прибежав домой, тут же забыть об этом.

Мы же не кусочек хлеба принимаем! Христос входит в нас, рождается в нас, как в той пещере скотской, том вертепе, который стал храмом Рождества. И душа наша должна стать храмом, в котором родился и живет Христос! Тогда светлее будет и нам, и тем, кто вокруг нас. Аминь.

 

 

 


Как наследовать жизнь вечную?
О богатом юноше
О безумном богаче
О милосердном самарянине 
Воскрешение дочери Иаира 
Исцеление Гадаринского бесноватого
О богаче и Лазаре 
О Сеятеле 

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (10.02.2020)
Просмотров: 98
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика