Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Рождественский пост: как провести его христианину?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 28.03.2024, 20:22 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Рождественский пост: как провести его христианину?

Автор: Протоиерей Алексий Тюков

В православной традиции подготовка к великим церковным праздникам как правило связана с духовными и телесными трудами. Многодневные посты предваряют четыре великих праздника. Это Великий пост перед Пасхой Христовой, пост Успенский перед праздником Успения Пресвятой Богородицы, Апостольский перед днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла и Рождественский перед Рождеством Христовым.

Рождественский пост: как провести его христианину

Жизненный опыт подсказывает человеку, что почувствовать и воспринять реальность празднуемого события может только тот человек, который заранее как-то подготовился к его встрече. Христианин старается себя в чем-то ограничивать, чтобы очищать свою душу и подготавливать ее к восприятию той реальности, которую открывает Церковь. Ведь и в обычной жизни, человек, собираясь на праздник, стремится себя к нему внутренне и внешне подготовить. Он готовит и одевает праздничную одежду, продумывает слова, которые он произнесет на этом празднике, задумывается, как себя там вести, чтобы никого не смутить, но разделить ту радость, к участию в которой он приглашен. Тем более важна внутренняя подготовка к празднику Рождества Христова, открывающему человеку ту любовь Божию, которая явлена через воплощение Сына Божия.

Пост это не самоистязание. Это желание отказаться ради Христа от того, что нам не запрещено, но без чего мы можем обойтись, чтобы духовное возобладало над телесной нашей природой. При этом необходимо понимать, что ограничения касаются не только пищи, но и развлечений, отказа от своих греховных привычек, а также борьба с ними. Мы пытаемся ограничить себя в развлечениях, так как с ними невозможно собраться, настроиться на молитвенный лад. Мы живем в такое время, когда на нас обрушивается шквал всевозможной суетной, ненужной для нас информации, которая засоряет наш разум, засоряет наши разум и душу, не давая нам возможности сосредоточиться на главном - на своем духовном состоянии. Эта ненужная информация парализует нашу волю, ослабляет ее и не дает возможности погружаться в стремление к чистой, нерассеянной молитве. Поэтому многодневные посты, установленные Церковью, - это особые периоды церковного года, когда Церковь помогает человеку остановиться на путях своей жизни, подумать: правильно ли я живу? Туда ли иду я в своих жизненных устремлениях? Не гонюсь ли я за суетой и за иллюзией в этом мире?

Пост - это еще и время особого внимания к православному богослужению. Богослужебные тексты и песнопения помогают душе человека воспринять благодать Божию, открывают перед ним удивительно глубокие образы, которые позволяют задуматься о высоком, оторваться от жизненной суеты.

Рождественский пост именуется также и Филипповым постом, поскольку наступает сразу после дня памяти св. апостола Филиппа, 27 ноября по новому стилю. Пост наступает с 28 ноября по н.ст. и продолжается до 6 января по н. ст., то есть в течение сорока дней Церковь призывает христианина к тому, чтобы вести духовную борьбу со своим греховным духовным состоянием. Постом необходимо как можно чаще стараться читать христианскую литературу, святоотеческие писания, регулярно совершать домашнее молитвенное правило. И, конечно же, в первую очередь необходимо неоднократное участие в Таинстве Покаяния и Причащении Святых Христовых Таин, потому что причащаясь Святых Христовых Таин, подходя к исповеди, мы свидетельствуем пред Богом свою невозможность без Его помощи избавиться от своих грехов, своего негативного духовного состояния, которое мучит нас и не дает нам развиться в ту личность, которую замыслил в нас Господь. По традиции людям, живущим в миру, в среду и пятницу следует соблюдать пост без рыбы и масла, в остальные дни - пост с рыбой и растительным маслом. В дни памяти особо почитаемых святых в среду и пятницу разрешается масло. На великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, который приходится на 4-е декабря, рыба разрешается в любой день. Со 2-го по 6-е января наступает предпразднество Рождества Христова - дни особо строгого поста, наиболее духовно сосредоточенного состояния ожидания этого великого праздника.

Приходская практика в наши дни достаточно разнообразна. Христианин определяет для себя меру поста, советуясь со священником - своим духовником, исходя из физического состояния и степени воцерковленности. Существуют послабления для детей, стариков, беременных, больных, но и в этом случае следует посоветоваться со священником, чтобы не переусердствовать и не получить духовный вред от неправильного поста.

Пост для мирянина, живущего не в монастыре не может быть столь же строг, как для монашествующего. Ведь в монастыре весь распорядок дня, в том числе и трапеза, связан с богослужением. Но даже в монастырях на столах постоянно стоит растительное масло для тех, кто по болезни или немощи не может строго поститься. Церковь не ломает человека, а предоставляет сделать ему свободный выбор. Об этом следует помнить всем христианам.

Нередки случаи, когда кто-то из семьи приходит к Богу и начинает заставлять своих домашних поститься. Это неправильно, ведь телесный пост обязательно должен быть добровольным и соединен с духовной жизнью. В отрыве от духовной жизни, в отрыве от молитвы, исповеди и Причащения, пост обесценивается и не может принести духовную пользу постящемуся. Другой крайностью может стать равнодушие, попустительство себе, духовная расслабленность, когда человек живет не в церковной семье и начинает позволять себе нарушение поста, оправдываясь любовью к своим ближним. Но это также неправильно. Если человек пришел к Богу, он должен быть верным ему, верным Уставам Церкви. Ведь пред лицом Божиим никто не сможет оправдать свою леность тем, что так поступали его окружающие. Пост для христианина - это не только личный подвиг, но еще и проповедь о своей вере.

Рождественский пост, к которому мы сейчас приступаем, установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвой и постом. Чтобы с чистым сердцем, душой и телом благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, и кроме обычных даров и жертв принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его благовестию.

Фото: Евгений Цапенко

Рождественский пост


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (27.11.2009) | Автор: Протоиерей Алексий Тюков
Просмотров: 3767
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика