Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

«Пойди и посмотри!»
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 19.04.2024, 13:45 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

«Пойди и посмотри!»

Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина

В Неделю 1-ю Великого Поста, Торжество Православия, Ин. 1, 43-51

Своей проповедью Иоанн Креститель подготавливал путь к вечной жизни и бессмертию, иными словами – путь к Богу в сердцах людей. Некоторые из его учеников практически сразу после того, как Иоанн крестил Иисуса Христа и указал на Него как на Мессию: се Агнец Божий, берущий на себя грехи мира (Ин. 1, 29), – последовали за Господом. Первыми из них были Андрей, Петр, Иаков и его брат Иоанн.

Согласно древним пророчествам, евреи ждали Христа – Божественного Посланника, но мнение большинства людей о Нем было неверным: Мессию воспринимали как подателя земных благ, надеялись, что Он освободит от иноземного владычества, сделает жизнь благополучной, сытой, обеспеченной. Поэтому они и не узнали Его.

Люди и сейчас часто приходят к Богу совершенно не потому, что им Сам Бог нужен и они хотят бороться со своими грехами, ищут святости, жизни вечной, а потому что у них есть земные проблемы. Бог им нужен исключительно для того, чтобы эти земные проблемы разрешить. Так было, так есть и, наверное, так будет всегда, потому что не каждый человек хочет ответить на любовь Божию. А раз не хочет, значит, не ответит и останется ни с чем, потому что не Бог от нас удаляется, а мы от Него.

Будущий апостол Филипп также знал о Христе: возможно, он слышал свидетельство о Нем Иоанна Крестителя или был наслышан от своих друзей – Андрея, Иоанна, Иакова, но сам Его никогда не видел. Однако в Евангелии от Иоанна мы читали, что когда Христос, найдя его, сказал: иди за Мною (Ин. 1, 43), – Филипп сразу же последовал за Ним и стал Его верным учеником. Когда же он начал общаться со Христом, то стал понимать, с Кем имеет дело, что это не просто умный и благочестивый учитель, а действительно Мессия. В Нем Филипп обрел Того, Кого искало его сердце.

Филипп находит своего друга – Нафанаила, который впоследствии станет апостолом из 12-ти Варфоломеем (от арамейского – «сын Фалмая») и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Оба были людьми истинно верующими, знали Священное Писание Ветхого Завета и помнили, что Спаситель должен прийти из Вифлеема, а кроме того, Назарет в те времена имел недобрую репутацию. Поэтому в ответ на слова Филиппа Нафанаил скептически замечает: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп ничего не доказывает, а просто говорит другу: пойди и посмотри (см. Ин. 1, 45-46).

Нафанаил был человеком честным и, хотя не видел в этом особого смысла, решил «пойти и посмотреть», как обещал. Христос, видя Нафанаила, который идет к Нему, замечает: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47). Как нужно было Нафанаилу, который никогда с Христом ранее не встречался, воспринимать эти слова, как лесть? Но на каком основании? Как этот Иисус может его оценивать, когда они даже не знакомы?

А дальше произошло нечто непостижимое. Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя, – сказал Христос Нафанаилу, и в сознании того произошла резкая перемена. Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев, – ответил он Христу (см. Ин. 48-49). Что же случилось? Почему эти слова Христа произвели такое впечатление?

Напрямую в евангельском тексте об этом не сказано, но можно предположить, что Нафанаил молился под смоковницей. А смоковницы (инжир), хоть и невысокие деревья, но имеют раскидистые кроны, дающие большую тень, поэтому евреи любили под ними не только отдыхать, но и молиться. Вероятно, Нафанаил во время молитвы испытал особенное, духовно сильное состояние, некое ощущение присутствия Божия, как иногда бывает у людей. Но он был наедине с Богом, без свидетелей, а этот Иисус из Назарета ему сейчас напомнил именно об этом! Только Бог видит сердце человека и знает, что там происходит, а значит, Иисус – действительно Мессия!

«Увидишь большее», – обещает Христос: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1, 51). Эта фраза кажется непонятной, но Нафанаил становится верным учеником Христовым и не только пойдет проповедовать, но и жизнь свою отдаст за Христа в ужасных мучениях (место его мученической кончины – нынешний Баку).

Господь здесь говорит о том, что для тех, кто идет за Христом, будет открыт духовный мир: уже здесь, на земле, они будут реально ощущать воздействие благодатной силы Божией и действовать соответственно этому. Вспомним известный эпизод из книги Деяний, когда ангел вывел скованного кандалами Петра из темницы через несколько запертых дверей, мимо стражи. Т.е. для человека, который становится другом Христовым, а после Воскресения Христа и рождения Церкви в День Пятидесятницы – и родным во Христе, открывается иной мир. Конечно, это происходит по нашей вере и в зависимости от нашей жизни.

Значимо то, что когда Филипп понял Христа, он передал весть о Нем своему другу, и тот, хоть и не поверил до конца, решил удостовериться и тоже обрел веру. А позже, после схождения Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, и Филипп, и Нафанаил, и другие апостолы идут проповедовать. Это говорит о том, что они не только узнали Христа, но и хотели поделиться этой радостью познания Бога с другими людьми.

Они созидали Божие Царство и ощущали радость Божиего присутствия в своем сердце, поэтому их устная проповедь имела успех и весть о Христе распятом и Воскресшем облетела весть мир. Несколько позднее появятся апостольские Послания (письма учеников) и Евангелия, которые также будут свидетельствовать о Христе. О Боге стало возможно говорить потому, что Он стал Человеком. Знания о Боге вне христианства есть, но они минимальны: Бог существует, Он сотворил мир, Он премудрый… и это практически все.

На свете не так много людей, которые утверждают, что мир, такой мудрый и сложный, возник сам по себе. Даже ржавый гвоздь из куска руды сам не получится – а космос, человек? Мозг человека гораздо сложнее устроен, чем вся Вселенная! Но как рассказать о Боге? Конечно, о Творце можно судить по сотворенному миру – он прекрасен, но это область не христианского знания. А понять, каков Бог, почувствовать, что Он нас любит, можно только через Христа. Поэтому Бог открывает Себя через Христа, и в общении с Ним человек познает Бога, а значит, и себя самого.

Можно возразить, что это было две тысячи лет назад, и все эти люди давно закончили путь земной жизни. А как же можем познать Бога мы? Его свидетелем является Церковь, с апостольских времен хранящая то живое Предание, которое выражено в Священном Писании, где апостолы правдиво рассказали о Христе, наших взаимоотношениях с Ним и пути духовного обновления. Весть о Христе содержится и в творениях святых отцов, и в Православном богослужении; о Нем свидетельствует сам дух христианской жизни, который мы в Церкви можем воспринять.

 В Ветхом Завете категорически нельзя было изображать Бога, ведь Дух не изобразим. Но Бог стал Человеком, а значит, мы можем свидетельствовать о Нем не только словесно, но и художественными средствами. Изображение Бога в иконописи – не просто портрет. Хороший художник не столько фиксирует реальность, сколько создает образ, который должен вызвать определенные чувства у зрителя. Церковь выработала свой живописный язык, чтобы передать реальность иного мира,  поведать истину о Христе и мире святости. Эта истина открывается в полноте во время молитвы, ведь икона – это как бы окошко в мир вечной славы: она не только передает эту истину, но и помогает войти в нее, ощутить.

Не каждое изображение Иисуса Христа и святых можно назвать иконой, но, к сожалению, эту разницу видят далеко не все. Идя на поводу у бизнеса, люди порой освящают даже вышивку, очень отдаленно напоминающую оригинал. Икона отражает реальность другого мира, но молящийся должен иметь о нем представление. Как можно рассказать кому-то о том, с чем человек ни разу в жизни не соприкасался?

Однако я знаю людей, которые пришли к вере через икону. Рассматривая ее, они ощутили, что им открывается какой-то новый, неведомый мир. Иконопочитание – примерно то же самое, что почитание Евангелия. Когда священник исповедует, на аналое лежат Евангелие и крест. Евангелие – та же икона, написанная с помощью слов.

Сегодня мы празднуем Торжество Православия. Поводом для установления праздника было восстановление иконопочитания, с которым боролись враги Церкви. Иконы уничтожались в разные периоды истории христианства именно потому, что они свидетельствуют о Боге. В чем суть праздника? Сегодня мы не можем говорить о внешнем Торжестве Православия, ведь большая часть храмов в руинах, от икон, созданных до революции, осталось не больше 5%, а остальное уничтожено или продано за границу. Все, что можно было разграбить, – разграблено, и люди в большинстве своем потеряли веру. Раньше, к примеру, деревня была опорой веры, а сейчас это не так, и даже у тех, кто себя верующими называют, вера находится в зачаточном состоянии.

Однако Церковь жива! Мы знаем Бога: не просто о Его существовании, как многие неверующие во Христа и Его Евангелие, а знаем Самого Бога! И мы это знание способны передавать и способны создавать такие образы, через которые Он скажет правду и даст возможность человеку с этой правдой встретиться. Это может быть устное или письменное слово, Евангелие или богослужебные тексты, икона или фреска. Церковь – живой организм, который способен, как некогда апостол Филипп, свидетельствуя о Христе, сказать: «Приди и посмотри!» В Церковь приходили и приходят люди: когда-то я пришел, еще в школьном возрасте, когда-то – вы, значит, Церковь жива и в Ней живет Христос, а вместе с Ним и мы будем живы! Аминь.

Фото: ruicon.ru


Принести добрый плод веры
О прощении
«Боже, милостив буди мне, грешному»
Возвращение блудного сына
От чего спасает Христос?
Как наследовать жизнь вечную?
О богатом юноше
О безумном богаче
О милосердном самарянине 
Воскрешение дочери Иаира 
Исцеление Гадаринского бесноватого
О богаче и Лазаре 
О Сеятеле 

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (19.03.2020)
Просмотров: 665
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика