|
Перейти на новую версию сайта
 |
 | |  |
|
В категории материалов: 520 Показано материалов: 441-480 |
Страницы: « 1 2 ... 10 11 12 13 » |
Сортировать по:
Дате
 Фото: Елена Дудина В предлагаемой книге протоиерей Игорь Гагарин, объясняя чинопоследование Таинства Брака, помогает читателю глубже воспринять основные христианские истины, понимание которых необходимо для духовного возрастания и спасения человека. Настоящее издание будет интересно и полезно не только тем, кто готовится соединить свои жизни в семейном союзе, но и всем ищущим Христа - как новоначальным, так и уже воцерковленным людям.
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай Книга книг, Священное Писание содержит немало упоминаний о море и мореплавателях, массу поэтических образов, связанных с этой водной стихией. Образы моря в библейском контексте - то дружелюбного и помогающего народу Божию, то безжалостно потопляющего, а затем отдающего свои жертвы на праведный Суд Божий, то поражающего своим грозным величием и вдохновляющего на создание чудных песен Псалмопевца или Екклесиаста, - эти образы моря всегда заставляют вспомнить о Боге. Отметим, что древние евреи были народом сухопутным, сами корабли почти не строили и по морю плавали мало.
|
 Фото: Елена Дудина Когда в первые три века существования христианства человек решал креститься, он знал, что за это решение придется дорого заплатить: своей смертью умереть ему вряд ли удастся.
Сегодня - другие времена, хотя смысл крещения остался тем же. Но так ли ясно, как первые христиане, понимают его те, кто приходит креститься или приносит крестить своих детей в наши дни?
В книге "Рождение для бессмертия" автор, объясняя чинопоследование Таинства Крещения, помогает читателю глубже воспринять основные христианские истины, понимание которых необходимо для духовного возрастания и спасения человека. Настоящее издание будет интересно и полезно не только тем, кто сам готовится принять Святое Крещение, не только родителям и крестным детей, которые приступают к этому Таинству, но и всем ищущим Христа, ищущим спасения - как новоначальным, так и уже воцерковленным людям.
|
 Автор: Епископ Балашихинский Николай Следует отметить одну важнейшую грань пророческих речений - об этом свт. Андрей Критский в своем Слове на Рождество Пресвятой Богородицы говорит так: "нет ни одного места во всем Богодухновенном Писании, где бы внимательный исследователь не увидел разных, повсюду рассеянных указаний на Божию Матерь". Святитель Григорий Нисский говорил, что уже пророк Моисей в видении неопалимой купины - горевшего, но не сгоравшего куста, "предузнал тайну" будущего материнства и девства Божией Матери.
|
 Фото: Татьяна Балашова - Несколько лет назад в программу общеобразовательных школ Клинского района был включен предмет "Основы православной культуры". Как вы считаете, это большая победа духовного воспитания?
Не кажется ли Вам, что подобные предметы в школьной программе могут еще больше расколоть наше общество, в котором и так сильна религиозная нетерпимость?
Беседа со священником Евгением Мальковым, благочинным Клинского округа.
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай В литературе можно встретить такое толкование названия иконы Одигитрия — Путеводительница: оно закрепилось за ней якобы из-за того, что эта святыня сопровождала царевну Анну в нелегком путешествии из Константинополя в Чернигов. Но поскольку название иконы встречается за столетия до Крещения Руси, правильнее предположить, что император выбрал для своей дочери из немалого количества Константинопольских святынь именно ту, которая была бы Путеводительницей ко спасению и для нее, и для её будущего потомства.
|
 Автор: Епископ Балашихинский Николай Август, последний месяц церковного года, содержит три особых празднования в честь Спасителя. В народном календаре они именуются Первым, Вторым и Третьим Спасом. Праздник Преображения Господня имеет евангельское происхождение. Достаточно четко прослеживается в Священном Предании и происхождение праздника "Третьего Спаса". Вопрос о происхождении, особенностях празднования и иконографии "Первого Спаса" требует более подробного освящения.
|
 Автор: Епископ Балашихинский Николай Август, последний месяц церковного года, содержит три особых празднования в честь Спасителя. В народном календаре они именуются Первым, Вторым и Третьим Спасом. Праздник Преображения Господня имеет евангельское происхождение. Достаточно четко прослеживается в Священном Предании и происхождение праздника "Третьего Спаса". Вопрос о происхождении, особенностях празднования и иконографии "Первого Спаса" требует более подробного освящения.
|
 Автор: Екатерина Шеко Фото: Екатерина Шеко В Евангелии от Марка сказано, что Мария Магдалина была первой, кому явился Господь после своего Воскресения. Мария Магдалина пришла ко гробу, когда еще было темно - перед самым рассветом, когда фигуры людей видятся только силуэтом, их трудно различить, трудно узнать… Мария увидела у гроба Иисуса, стоящего перед ней, но не узнала Его. Скорбь и слезы не позволяли ей рассмотреть и понять, кто это… Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? (Ин. 20:15). Это удивительно проникновенно-трогательное повествование о том, как страшное горе внезапно претворяется в радость: Господь говорит своей преданной ученице: "Мария!" - и она тотчас узнает Его…
В этих заметках мне хотелось бы рассказать немного об иконографии явления Христа Марии Магдалине. Этот волнующий сердце христианина сюжет многократно изображался и в росписях древних катакомб (ибо повествует о воскресении из мертвых), и в Православной иконописи, и в живописи Католической Церкви.
|
 Автор: игумен Тихон (Полянский) Фото: священник Александр Ивлев Обычно уже на стадии строительства монастырь огораживался стеной. Деревянная, а потом каменная ограда, отделявшая монастырь от мира, делала его похожим на особенный город или духовную крепость. Место, где располагался монастырь, выбиралось не случайно. В учет принимались соображения безопасности, поэтому традиционно монастырь строился на холме при устье ручья, впадающего в речку, либо в месте слияния двух рек, на островах или берегах озера.
|
 Автор: игумен Тихон (Полянский) Фото: священник Александр Ивлев Отмечая юбилей Крещения Руси, мы обращаемся к тем особенным дарам духовной жизни, которые восприняли восточно-славянские народы в крещальной купели. Одним из таких небесных дарований стала подвижническая жизнь русских святых. В домонгольскую эпоху в чине святых были прославлены страстотерпцы, благоверные князья и княгини, священноиерархи, преподобные монахи. Именно их было наибольшее число среди древних русских святых. Поэтому сегодня мы расскажем об истории монашества на Руси.
|
 Автор: М. Молотников Эта песнь-молитва появилась уже в первые века христианства. Она поется на вечерне воскресного всенощного бдения и включена в утреннее молитвенное правило.
|
 Автор: диакон Иоанн Иванов Византийская и древнерусская икона - символична и канонична. Католический же живописец остается в своих формах всегда более или менее натуралистичным. В Западной Церкви древний иконографический язык оказался забытым, и художники Западной Европы были в значительной степени вольны давать свою художественную интерпретацию ветхозаветным и христианским сюжетам.
|
 Автор: Екатерина Шеко Фото: Екатерина Шеко Это лишь наброски, можно сказать, штрихи к вопросу о «точном следовании иконографии Андрея Рублева». Навеяло…
|
 Автор: Епископ Балашихинский Николай Начало празднования памяти русских святых относится к середине XVI в., когда на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. под председательством святителя Макария было прославлено более тридцати святых. Инок суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий в середине XVI в. написал "Слово на память всех святых русских, новых чудотворцев" и составил им службу.
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай Иконография Вселенских Соборов известна с доиконоборческого времени. В числе древнейших изображений можно назвать мозаичные изображения шести Вселенских Соборов (начала VIII века) в императорском дворце в Константинополе, причем там было изображено множество участвовавших в Соборах святых отцов.
С началом иконоборческого периода эти изображения пострадали одними из первых.
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай Общеизвестно, что почитание их началось вскоре после преставления. Ранние тексты житий Кирилла и Мефодия, по стилю приближающиеся к синаксарю, являются не столько изложениями биографических данных, сколько свидетельствами о святости братьев, задача которых - способствовать установлению их почитания. Современники не сомневались в святости жизни Кирилла; уже в материалах, после его кончины собранных братом, содержатся несомненные свидетельства его святости, в частности, что славянская азбука была получена им как откровение Божие. Всеобщее признание святого было подтверждено и написанием иконы, помещенной над его гробом.
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай Светлое Воскресение Христово - Пасха Господня - в традиционной православной иконографии представлена целым рядом композиций, замечательных как по глубине богословского осмысления события, так и по художественной выразительности, по своему воздействию на зрителя.
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай В искусстве древнехристианского периода Воскресение Христово изображалось в символических формах.
По сравнению с другими праздниками, иконография Воскресения Христова формировалась в течение длительного периода; изображение видоизменялось на протяжении III-XVII вв. В основе изображения Воскресения Христова лежат тексты Священного Писания, святоотеческие творения, гимнография, а также апокрифы, главной темой которых является победа воскресшего Христа над адом и смертью. Однако создание иконографии таинственного события, очевидцев которого на земле не было, представляло сложную задачу.
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай Иконографические сюжеты притч о мытаре и фарисее, о блудном сыне, а также сюжет изгнания Адама из рая появляются достаточно поздно и встречаются, как правило, в храмовой росписи. Несколько ранее, уже в Х веке, появляются сложные композиции Страшного Суда, а также еще ряд сюжетов, имеющих отношение к Святой Четыредесятнице.
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл покаяние "великим даром благости Божией человеку-грешнику, ибо через него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам". Почувствовать, понять это приближение к нам Бога помогают и богослужебные тексты, и священные изображения, не только иллюстрирующие, но и дополняющие тексты.
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай Надо отметить, что подробное, со множеством деталей, изображение "технологии мучительства" не вызывало у зрителя отторжения, оно не было натуралистично, а способствовало появлению сострадания. Эта традиция в позднейшей иконографии себя изживает.
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай Как известно, начиная со времени правления императора Декия (249-251) и вплоть до Миланского эдикта 313 г., преследования христиан имели своей целью не столько казнь христиан, сколько принуждение их к отречению - отсюда изощренные пытки (причем выдержавшие их не всегда подвергались казни), описание которых мы находим во множестве житий. Гонения данного периода наряду с мучениками дают множество исповедников. Преследованию подвергались в это время прежде всего предстоятели церквей.
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай Способность путешествовать является одним из определяющих и универсальных свойств человеческого бытия. Задача нашей заметки - показать, какое отражение нашли паломничества - т.е. путешествия в святые места - в памятниках иконографии.
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай В числе реалий современной церковной жизни заметное место принадлежит милосердию. В годы гонений на Церковь именно милосердное служение ближнему - наряду с религиозным образованием - вызывало яростные нападки богоборцев. Это не удивительно: если Сам Господь обещает милостивым помилование от вечного осуждения на Суде Божием, - могли ли воинствующие безбожники позволить христианам исполнять заповедь, в которой на деле реализуется любовь к ближнему?
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай Тема избиения младенцев в церковном искусстве известна с древнейших времен. Из сочинений священномучеников Иринея Лионского и Киприана Карфагенского следует, что уже при их жизни (вторая половина II - начало III вв.) Вифлеемские младенцы почитались святыми. О Вифлеемских младенцах писали святители Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и многие другие. Память избиенных в Вифлееме младенцев в богослужебных книгах появляется в V в.
|
 Автор: протоиерей Борис Балашов Праздничная икона раскрывает перед нами смысл произошедшего - явление в земном мире Бога. Это - смысловой центр всей земной истории. Священные события, изображенные на иконном образе, не только говорят, как все это происходило, но и зовут нас войти в тот мир, где царствует Богочеловек Иисус Христос
|
 Автор: епископ Балашихинский Николай (Погребняк) Физическое наказание при всей его простоте и доступности никогда не было главным воспитательным средством. Очень важным в воспитании подрастающего поколения всегда считалось создание положительного образа, в том числе - средствами иконографии
|
 Автор: Епископ Николай (Погребняк) Церковь знает множество святых воинов - их мужество явлено было и на поле брани, и - главное! - в исповедании веры Христовой даже до смерти. Церковь прославила их не за подвиги воинские, но за стояние в вере. Именно этим объясняется то, что Священное Предание много и подробно говорит о мученических подвигах воинов-христиан, почти обходя молчанием их профессиональную деятельность.
Но в иконографии все же есть примеры батальных сцен. В нашей заметке речь пойдет о наиболее характерных примерах того, как изображались боевые действия в христианском искусстве
|
 Автор: Протоиерей Алексий Тюков Фото: Татьяна Балашова К сожалению, в век Интернета информация стала сверхдоступной, даже та, которая никогда в жизни человеку не пригодилась бы. А нам пытаются навязать ее с экранов телевизоров, с рекламных щитов, с монитора компьютера. Но не это образовывает человека, делает его образованным, то есть по образу Божию создаваемым.
Мне вспоминаются слова одного из ныне почивших современных богословов и миссионеров митрополита Антония (Блума), который сказал примерно следующее: невозможно стать по-настоящему твердо верующим человеком, не увидев ни разу у кого-либо на лице, в глазах сияние вечности
|
 Автор: Епископ Николай (Погребняк) Поскольку византийских икон (как и иных других - кроме русских), изображающих чудо явления Пресвятой Богородицы блаженному Андрею - икон Покрова Пресвятой Богородицы, - не существует, можно было бы искать прототипы иконографии Покрова в византийских иконах, иллюстрирующих Акафист Пресвятой Богородице, где встречаются клейма с изображением поклонения иконам Богородицы, или таких сюжеты, как Положение ризы и Положение пояса Пресвятой Богородицы. Но эти сюжеты отражают традиции почитания икон Богоматери и Ее святынь, характерные для палеологовской эпохи, т. е. их появление относится к тому времени, когда праздник Покрова Божией Матери на Руси уже праздновали много десятилетий
|
 Автор: Надежда Глухойкина, Ирина Филиппова Фото: Татьяна Сазонова До революции 1917 года в России образование не делилось на светское и церковное. Вероучительные дисциплины считались основными как в начальной школе, так и в гимназиях, кадетских корпусах и реальных училищах. С приходом к власти большевиков Церковь была отделена от государства. Память о Боге из народного сознания буквально выжигали каленым железом. Однако потребность как можно больше знать о Боге и Его Церкви у людей осталась
|
 Автор: Анастасия Кожемякина Фото: Татьяна Балашова Не будет преувеличением, если я скажу, что воскресная школа дала мне больше, чем родители, и гораздо больше по части примеров для жизни и нравственного воспитания, чем обычная школа. Не многие родители посвящают свою жизнь воспитанию детей - им кажется, что они именно этим и занимаются, постоянно зарабатывая деньги, целыми днями находясь на работе, чтобы обуть, одеть, накормить ребенка, купить модный телефон и дорогую развивающую игрушку. А вечером, придя домой, застать ребенка за телевизором, с невыученными уроками и разбросанными по всей квартире игрушками! Отругать и огорчиться, вместо того, чтобы приласкать и порадоваться
|
 Автор: Екатерина Шеко Фото: Екатерина Шеко Нынешний иконописец обычно скован "знаниями" о правилах и канонах иконописания, нередко приобретенными из самых случайных (или дремучих) источников. И очень часто эти "знания" противоречат тем умениям, которыми уже владеет художник. А владеет он самой обычной советской художественной школой (уровня академического рисунка достигают немногие в наше время)
|
 Автор: Епископ Николай Погребняк Из краткого обзора некоторых памятников иконописи видно, насколько разнообразна была иконография Богоматери - Путеводительницы и Хранительницы Святой Руси. Живая молитвенная связь православного народа с Царицей Небесной Одигитрией выразилась не только в почитании древнего образа, но и в появлении многочисленных новых иконографических композиций, в основу которых был положен образ, вошедший в историю как Одигитрия Смоленская
|
 Автор: Заведующая кафедрой Иконописи ПСТГУ Екатерина Шеко Фото: Екатерина Шеко Меня восхищает все - от целого, до мельчайших деталей. И особенно то, как это авторами задумывалось, продумывалось и увязывалось между собой, и как этот замысел был точно и осмысленно реализован! Храм, расписанный супругами Ириной Зарон и Сергеем Антоновым - надвратный
|
 Автор: Епископ Николай Погребняк Фото: www.obraz.org Появление и развитие иконографии Христа Великого Архиерея можно представить как вполне успешное решение живописными средствами ("умозрением в красках") сложного богословского вопроса о богоустроенности власти "сподобившихся евангельского ига и архиерейского достоинства" - того служения, которое "невозможно человеческому естеству понести", но которое Божественной благодатью пророчествуется
|
 Автор: Епископ Николай Погребняк Фото: www.obraz.org Одеяния архиереев Новозаветной Церкви, прообразованные Аароновыми, передают таинственные особенности служения Первосвященника и Ходатая о спасении рода человеческого - Господа Иисуса Христа; это - одежда Его земных странствий, хитон (не сшитый, а весь тканый сверху - Ин. 19:23), и одежда страданий, багряница.
Иконографический тип Христос Великий Архиерей, где Спаситель изображен в архиерейском облачении, получил распространение в поздневизантийском искусстве. В основе изображения Христа как Первосвященника лежит текст: Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4)...
|
 Автор: Епископ Балашихинский Николай Самые первые из известных изображений Богоматери относятся к II в. - они не относятся к числу списков с икон апостола Луки; это изображения Рождества Христова в римских катакомбах. Первые иконы Пресвятой Богородицы появились там, где проходила Ее земная жизнь - в Палестине. Как отмечал Н. П. Кондаков, "главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед покло-няющимися волхвами"
|
 Автор: Михаил Молотников Фото: Елена Дудина В этой книге мы рассказываем о разных сторонах церковной жизни, о наиболее значимых ее событиях.
Многие клинчане, наверное, помнят книгу "Клин православный", изданную в 1998 году. Небольшую часть материалов мы взяли из нее. Настоящее издание, конечно, очень существенно дополнено. Многое произошло в нашей жизни за 14 лет, много нового мы узнали об истории храмов.
Книга знакомит читателей с историей не только действующих храмов и часовен, но и разрушенных, не сохранившихся до наших дней.
Помимо сведений о храмах и часовнях, а также о разных сторонах церковной жизни в Клинском районе, мы включили в книгу еще три раздела. Первый назвали "Как здесь не поверить!" В нем описывается несколько чудес Божиих, произошедших на Клинской земле. Во второй раздел, названный "Судьбы", вошло несколько рассказов священников и мирян о своей жизни в Церкви, а также биографии некоторых клинских священников. Третий раздел составляют избранные стихотворения и рассказы клинских авторов. Этот раздел украшен картинами клинских художников
|
| |
 | |  |
|
|
Статистика |
|
 |
|
|
|